Варвары

Jun 25, 2014 15:34


В слове «варвар» нет ничего оскорбительного. Варвар - это главный персонаж эпохи варварства. Варварство, как все помнят из курса истории - это средняя из трех эпох истории человечества, сменившая дикость и предшествующая цивилизации. Именно в такую эпоху мы с вами - жители постсоветского пространства - сейчас и живем. Все признаки, кстати, соответствуют.

Какими были основные признаки общественного устройства варваров? Во-первых, высоко почитаемая личная доблесть (стремление и умение устроить разборку при каждом удобном случае входит в «джентльменский набор» почти каждого уважающего себя современного мужчины). Во-вторых - повышенное внимание к родственным и дружеским связям (вера в связи более высокого порядка, в частности, гражданские и общественные, у современных людей сильно поизносилась). В третьих - преобладание материальных ценностей над культурными (которые если и существуют, то только в самом примитивном виде - поп-музыка, блокбастеры и прочее криминальное чтиво). Если не верите - оглянитесь по сторонам. Варвары вокруг нас - из личной доблести подрезают на дорогах, пьют пиво по кабакам и танцуют под какую-нибудь Сердючку, но при этом носят галстуки и отлично знают английский, потому что это - вопрос выживания. Варвары - это мы.


Варвар хозяйственен и прижимист. Он многое может сделать своими руками - но только в своем доме, на остальные ему наплевать. У себя дома он - хозяин, а за его пределами - завоеватель (вспомнить хотя бы, как наши соотечественники ведут себя за рубежом). «Старые» варвары обвешивались золотом не из эстетических соображений - наличие на мужчине большого количества золотых украшений подчеркивало статус. Золото ценность тоже подрастеряло, и для достижения той же цели нам нужны мощные джипы, дорогие часы и телефоны. Наиболее ярко эта тенденция выразилась в фильме «Бригада», глубоко ненавидимом интеллигенцией разной степени рафинированности. Помимо нашедших в нем ясное отражение перечисленных выше принципов, он очень четко подметил начальный момент формирования такого общества - конец 80-х, на который, как все помнят, пришелся развал одной весьма примечательной империи…
Момент формирования варварских обществ и распад империй вообще всегда совпадают - это наглядно демонстрирует всемирная история. И разницы в психологии Белого, Коса и Пчелы и каких-нибудь готов Алариха почти никакой - разница только в техническом арсенале, и поэтому несущественна. Чем кончилась история с готами, помнят все - на развалинах империи они создали многочисленные собственные государства. Чем кончится история с нынешними варварами - пока не понятно. Хотя есть кое-какие предположения.

Проблема с нынешними варварами, в общем, в том, что управлять ими пытаются с помощью технологий «доварварской» эпохи, главными из которых являются демократия и корпоративная этика, в общественной и бизнес-жизни соответственно. И ничего путного из этого, само собой, не получается - кто из нынешних, облаченных в галстуки и сидящих на джипах варваров в России и Казахстане всерьез относится к демократическим институтам и корпоративной этике? Другое дело, что приспосабливаемость к внешним условиям у варваров весьма высока - готы, перед тем как Рим раздолбать, тоже в его армии часто служили - и посему с правилами игры, навязываемыми извне теми, кто, как не крути, все-таки на данный момент хозяева, приходится мириться. До поры. Пока время громить не придет (арсенал приемов опять-таки может быть разным).

Если вспомнить уроки истории, то становится очевидно, что эффективные институты управления варвары формировали сами. Конечно, все эти варварские советы и собрания носили ярко военизированный характер - ну так и нынешние варвары к армии относятся с искренним пиететом, как служившие, так и (в особенности) те, кому служить не довелось. Еще один институт управления, к которому нынешние варвары относятся с уважением (а во времена прежних варваров его просто не существовало) - это негласные «привластные» отношения, все эти откаты, договоренности, поддержка и так далее. Их существование для варварского общества нетипично, и объясняется как раз тем, что в варварском обществе имперские, доварварские институты не работают - устарели они, и поэтому там, где их пытаются внедрять, они трансформируются и принимают такие уродливые формы.

Варварам нужно дать сформировать свои институты управления самостоятельно. Пока я даже представить себе не могу, как именно они будут выглядеть - но они обязательно появятся, причем скоро.

В общем, то, что общество у нас варварское - это даже хорошо. Варварские общества - общества юные, и их формирование всегда, без исключений, приводило к общественному и культурному расцвету. Другое дело, что и времени такой расцвет может занять довольно много: арабы времен пророка Мухаммеда - типично варварское общество - уже очень скоро стали писать рубаи под финиковыми пальмами и удивляли медицинскими познаниями весь мир (часть, конечно, у греков сперли, так благодаря этому мы и помним сейчас греков). В Европе реальный культурный расцвет - Возрождение - пришелся на то время, когда от варварского общества уже и следа не осталось, но здесь, мне кажется, вмешался религиозный фактор. Ислам все-таки - очень объединяющая религия, даже, я бы сказал, по сути своей «антикоррупционная», и трудно представить себе какого-нибудь неистового аятоллу, раздающего пребенды и продающего индульгенции. А вот в Европе религиозные противостояния, затянувшиеся на всю первую половину второго тысячелетия (и даже потом были отголоски) вызваны были именно бесконтрольным обогащением церковной верхушки (вспомнить хотя бы вальденсов, катаров и патаренов, гуситов и прочих - все призывали к опрощению и отказу от материального), и эти кровопролитные разборки и отодвинули культурное развитие европейских варваров (хотя в историю теологии, которая, как ни крути, тоже к культуре относится, вложили немало занятных страниц).

Так что есть надежда, что наше общество ждет культурный и общественный расцвет, причем довольно скоро, ибо то, что ход исторических процессов сильно ускорился, умные люди отмечали и до меня. Тем более что тяга варваров к культуре все-таки не рефлекторное подергивание ноги выбегалловского кадавра (о чем с такой иронией писал Быков), а вполне объяснимый процесс. Насытившись, варвары начинают думать о вечном, просто потому, что они - люди. И это, что ни говори - радует.

Правда, нынешнюю интеллигенцию, титанов мысли, замкнувшихся (уже) в анклавах, пусть пока культурных, ничего хорошего не ждет. Варвары создадут свою интеллигенцию, пусть даже она на первых порах и будет напоминать друидов с их камланиями. А старая будет пробавляться собственным интеллектуальным превосходством - до тех пор, пока это вообще будет кого-то волновать.

общество, варвары

Previous post Next post
Up