"Сыны Анархии". В королевстве датском

Jun 19, 2014 02:22




Наше время. В маленьком американском городке с милым названием Чарминг живет и процветает байкерский клуб под названием «Сыны Анархии». Основанный в незапамятные времена несколькими разочаровавшимися в современных ценностях ветеранами Вьетнама как сообщество анархистов и свободных людей, до наших дней клуб дожил как крепкая, агрессивная и спаянная банда, промышляющая торговлей оружием. Клуб держит в кулаке весь город и окрестности, его филиалы простираются от Северной Ирландии до Мексики, полицейские куплены, а конкурирующие банды вежливо обходят клуб стороной.

Держит клуб престарелый, но могучий Клей Морроу, один из девяти отцов-основателей байкерского сообщества. Его правая рука и главный генератор идей - молодой, агрессивный и амбициозный Джекс Теллер, сын первого президента клуба. Их соратники - банда обвешанных кожей и железом, небритых, немытых, вечно пьяных, веселых, агрессивных и донельзя харизматичных байкеров-бандитов.

Так начинаются «Сыны Анархии» - созданный в 2008 году режиссером и сценаристом Куртом Саттером мегапопулярный сериал о байкерах, торговле оружием, одноэтажной Америке, преступности, дружбе, вражде и непростых семейных отношениях. Сериал жесткий, оригинальный и уникальный в своем роде.


С первых серий завоевывает внимание антураж байкерского сообщества, интересный и малоизвестный. Байки, жилеты, внутренняя иерархия - все эти Sergeant at Arms, Man of Mayhem, Prospects и First 9, правила, традиции, круглый стол - и харизма, харизма, харизма каждого из тех, кто появляется на экране.

Веселый отморозок Тиг. Толстяк Бобби-Элвис. Бывший ирландский террорист Chibs (в русской версии - Пыр, хотя на самом деле Chibs- это нож или шрам от ножа, который актер Томми Фланаган носит на лице). Мрачноватый убийца Happyface (в русской версии - Лыба, хотя ближе к тексту был бы Смайлик - из-за смайликов, которые персонаж наносит на тело после каждого убийства). Здоровяк Рыжий (в английской версии Opie, здесь локализаторы ничего не напутали), и его отец Пайни. Одноглазый тюремный сиделец Отто. Салага Half-sack (в русской версии - Омлет, хотя английская буквально означает «пол-члена»). У каждого из этих персонажей своя - и крутая - история, своя мотивация, своя харизма.

А потом за чередованием драк, перестрелок, попоек, поездок и передозов начинает аккуратно вырисоваться сюжет, и становится понятно, что все новое - это хорошо забытое старое. Потому что ключевая сюжетная линия «Сынов Анархии» - это, как ни крути, шекспировский «Гамлет». Посудите сами - есть молодой наследник. Есть его мать (один из самых замечательных персонажей сериала), которая является женой старого короля. Есть какая-то связанная со всем этим темная история. Даже призрак отца есть - в виде книги с мемуарами.


Впрочем, создатели сериала прямой аналогией с Шекспиром не заморачиваются, и главный герой помирать далеко не спешит. Настолько не спешит, что его приключения на сегодняшний день растянулись на семь сезонов, и конца им нет. И это, прямо скажем, не есть хорошо. Внимание - в следующем абзаце немного спойлеров.

Если первые два сезона брали новизной идеи, харизмой персонажей и острыми сюжетными поворотами, третий - ирландским колоритом, а четвертый наполовину вытянул на себе Дэнни Трехо («зовите меня Ромео»), то начиная с пятого сезона история явно пробуксовывает. Каждая серия начинается с того, что герои создают себе проблемы, причем зачастую абсолютно идиотские, и потом усиленно их решают. Это надоедает так сильно, что очень хочется посмотреть пару серий из их спокойной семейной жизни, пусть хоть ванну принимают, лишь бы не стреляли. Кроме того, сильно раздражает нахмуренное лицо Джекса, который в очередной раз покачиванием головы убеждает, что все будет хорошо, а спустя минуту начинает очередную колоссальную глупость. В попытке разобраться с сюжетным застоем авторы в конце пятого сезона даже устраивают подобие Красной Свадьбы. Помогает не очень.

Впрочем, пусть сценаристы выкручиваются. Первые четыре сезона можно радостно смотреть и даже пересматривать - поскольку помимо уже упомянутых мной достоинств, в сериале есть масса фишек, которые можно оценить, только если хорошо приглядеться.

К примеру, мерзковатый маленький старикашка Ленни Яновиц, тюремный друг Отто - это никто иной, как Сонни Баргер, основатель и первый президент легендарного клуба «Ангелы Ада». А в начале третьего сезона появляется незаметный и странный персонаж по имени Бахман, специалист по чудодейственному избавлению от трупов. Играет его никто иной, как…Стивен Кинг, фанатичный байкер, написавший часть своих книг под псевдонимом «Ричард Бахман».


И, конечно же, музыка. Саундтрек к сериалу - вероятно, лучший вообще саундтрек, который я когда-либо слышал. Никакого модернизьма - добрый старый качественный рок, Элис Купер, Боб Дилан, Пит Таунсенд, Леонард Коэн, американские и ирландские народные песни и даже религиозные песнопения. Добротно, очень круто и никогда не надоедает.

Есть у сериала и еще одна интересная особенность, которую за байкерско-бандитским антуражем обычно упускают из виду. Эта особенность - в его названии, над которым редко какой из героев дает себе труд задуматься. Между тем, как мне кажется, сериал назван так далеко не случайно.

Анархизм как общественное движение на постсоветском пространстве - это что-то давно и тихо умершее из арсенала неформалов начала девяностых. Анархизм в США - это крепкое и набирающее популярность движение. Еще в 2001 году в Штатах возникла идея создания «Свободного штата», в который надлежало переместиться людям, желающим жить свободными от официальной власти, контроля, налогов и полиции, и создать там саморегулируемое сообщество, а потом путем официального голосования прийти в нем к власти. Таким штатом стал Нью-Гемпшир, в котором сейчас живет несколько тысяч участников эксперимента. До официального отделения от США миллионному Нью-Гемпширу еще очень далеко, но сама идея захватывает.

Общество, в котором у людей есть оружие, и они имеют право себя защищать. В котором группа сильных людей берет на себя право карать и миловать, но старается делать это по справедливости. В котором есть своя валюта, с понятным механизмом ее образования, и свои налоги, с понятным механизмом их расходования. В котором бюрократия считается не более чем необходимым злом, а не почетной кормушкой. Фантазия. Утопия. Сказка. В особенности для многих миллионов жителей России, Казахстана и других постсоветских государств.

Общество, которое, сами не зная того, пытались создать в маленьком городишке под названием Чарминг основатели клуба «Сыны Анархии». И которое потом собственноручно развалили, начав направо и налево нарушать закон.

Думается, что-то в этом роде мог иметь в виду Курт Саттер, когда в 2008 году начал рассказывать историю о байкерском клубе из маленького американского городка. Сегодня, шесть лет спустя, его история еще не закончена. Чем она закончится - покажет время.


сыны анархии, сериал, кино

Previous post Next post
Up