Кто назвал на самом деле Булгакова Мастером?

Dec 19, 2011 04:37




 
Спасо-хаус сегодня и бал в Спасо-Хаусе в 30-х годах

С чего списывал свой великий роман Булгаков? Проходят годы, а тайн открывается всё больше, и разгадки - всё страннее. Бал Воланда происходил в здании, описание которого удивительно совпадает со Спасо-Хаусом, жилищем американских послов. Как попал туда писатель, что он там увидел, с кого списан образ Маргариты и кто на самом деле назвал Булгакова "мастером"? Об этом статья Натальи Клевалиной в последнем номере Story.

Вот только одна история. Жил в Москве 30-х годов некий Борис Штейгер, работал у американского посла переводчиком и, владея тремя языками, подслушивал разговоры, которые велись среди дипломатов. А по сведениям начала перестройки, он одновременно был и американским агентом. А вот запись в дневнике жены Булгакова от 23 апреля 1935 года: "Бал у американского посла <...> Мы уехали в одной из посольских машин, пригласив предварительно кой-кого из американских посольских к себе... С нами в машину сел незнакомый нам, но известный всей Москве и всегда бывающий среди иностранцев, кажется, Штейгер...".

И, наконец, читаем в романе: "- А, милейший барон Майгель, - приветливо улыбаясь, обратился Воланд к гостю, у которого глаза вылезали на лоб, - я счастлив рекомендовать вам, - обратился Воланд к гостям, - почтеннейшего барона Майгеля, служащего зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы. Тут Маргарита замерла, потому что узнала вдруг этого Майгеля. Он несколько раз попадался ей в театрах Москвы и в ресторанах. "Позвольте... - подумала Маргарита, - он, стало быть, что ли, тоже умер?" Но дело тут же разъяснилось. - Милый барон, - продолжал Воланд, радостно улыбаясь, - был так очарователен, что, узнав о моем приезде в Москву, тотчас позвонил ко мне, предлагая свои услуги по своей специальности, то есть по ознакомлению с достопримечательностями. Само собою разумеется, что я был счастлив пригласить его к себе. В это время Маргарита видела, как Азазелло передал блюдо с черепом Коровьеву. - Да, кстати, барон, - вдруг интимно понизив голос, проговорил Воланд, - разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Говорят, что она, в сочетании с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать всеобщее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово - наушник и шпион. И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее, чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать все, что можно. Барон стал бледнее, чем Абадонна, который был исключительно бледен по своей природе, а затем произошло что-то странное. Абадонна оказался перед бароном и на секунду снял свои очки. В тот же момент что-то сверкнуло в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду. Безжизненное тело барона в это время уже было на полу".

Казалось бы, всё совпадает. И наушник, и шпион. И Елена Сергеевна через 20 дней после бала сделает другую запись: "...барон Штейгер - непременная принадлежность таких вечеров, "наше домашнее ГПУ"...".

Но сравниваем даты: запись о знакомстве с Штейгером сделана в 1935 году, а сцена смерти барона Майгеля на балу была написана Булгаковым в 1933 году.

В 1937 году Борис Штейгер был расстрелян.

image Click to view


story в ваших руках

Previous post Next post
Up