Если человек - президент, ему все можно_Часть вторая

Jan 29, 2021 19:23

Если человек - президент, ему все можно_Часть первая

«Димина дача»

«Будь проклят этот прыгающий фонтан!» - в сердцах восклицает один из строителей резиденции. Больше всего поразило, что в интернете так много внимания уделили таким незначительным объектам как аквадискотека и склад грязи.

«Да, этот фонтан и правда называется аквадискотека, - продолжает мужчина. - И это правда просто фонтан с подсветкой: буквально лучами бьют в воду. В Кисловодске я видел гораздо круче».

_______________________________________________

А ЧТО ПРО "СКЛАД ГРЯЗИ"?

Помещение, обозначенное на планах дворца как «склад грязи», действительно является специально обустроенным местом для хранения лечебных грязей - сотрудник одного из подрядчиков строительства подтвердил  эту версию читателей расследования ФБК. «Грязевые ванны же не просто так образуются: нужны засушенные брикеты с лечебной грязью - и они должны храниться где-то при правильной температуре», - поясняет собеседник.
_________________________________________________

«Подсветка струй фонтана - это типовое решение: оно применяется и в городских фонтанах, и чуть ли не в приусадебных. Элементарная и не особо дорогая вещь», - соглашается бывший инженер-конструктор компании «Боронд», разработавшей аквадискотеку для Прасковеевки.



Аквадискотека во дворце - это просто светодинамический фонтан с барной стойкой, сообщил ее проектировщик. На ее схеме указано место для бармена
Схемы предоставлены  участником строительства



Так аквадискотека во дворце выглядела в 2011 году



Так аквадискотека во дворце выглядела в 2011 году

СМИ узнали об этом из исков компании к фирме «Аквастрой»: водные объекты в путинской резиденции они проектировали и строили вместе с «Борондом», однако позже «Боронду» пришлось добиваться от партнера оплаты части услуг через суд.

______________________________

ЧТО ЗА ФИРМЫ?

«Аквастрой» специализируется на постройке и обслуживании бассейнов и купелей, а «Боронд» - фонтанов. «Аквастрой» у себя на сайте отчитывается о бассейнах, банях и купелях, построенных в подмосковной и сочинской президентских резиденциях, в доме приемов правительства, в пансионате «Сосны» управления делами президента и здании ФСБ на Лубянке. Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», в 2009 году «Аквастрой» выполнял работы по системе водоподготовки бассейнов для ФСО, но данные об этом контракте на портале госзакупок уже недоступны.

«Боронд» заказы на установку фонтанов выполняет в основном для региональных администраций. Но связанное с ним через общего владельца Алексея Лапынина ООО «Мегафонтан» на сайте среди клиентов указывает управление делами президента. Ссылка на сайт «Мегафонтана» ведет с видео на ютьюбе, озаглавленное «Фонтан светодинамический Краснодарский край Геленджик». В описании к видео говорится: «Фонтан построен ГК [группой компаний] „Боронд“ в винодельческом хозяйстве Шато, в семи километрах от города Геленджик, в местечке под названием Дивноморское». Фонтан, похожий на тот, что снят в этом видео, можно разглядеть на аэрофотосъемке шато и спа-комплекса при винном заводе «Лазурная ягода» из фильма-расследования ФБК про «дворец Путина». Один из бывших сотрудников «Боронда» подтвердил, что это один и тот же фонтан.

Бывший инженер-конструктор «Боронда», что «все, что касается заказов [от госструктур], руководство держало в секрете. При мне для „Газпрома“ „Боронд“ сделал фонтан на улице Наметкина».

Пять фонтанов, установленных в Прасковеевке по заказу управделами президента, упоминаются в резюме бывшего главного инженера проекта ООО «Боронд-фонтан» Алексея Вараксина.

В ответ на запрос  в управделами президента отказались комментировать информацию о том, что некоторые подрядчики называют управделами своим клиентом. Исполнительный директор группы компаний «Боронд» Алексей Трофимов в письме  заявил, что компания «не предоставляет детальной информации о любых своих работах и объектах третьим лицам».

Когда корреспондент  спросила о фонтанах в Прасковеевке у Алексея Вараксина, который во время работы в «Боронде», согласно его резюме, непосредственно занимался этим проектом, тот попросил время на «посовещаться с руководством» - и через несколько часов данные о сотрудничестве с управделами из резюме исчезли.

______________________________

Еще одну аквадискотеку (да, их в поместье две), как следует из переданных бывшим сотрудником «Боронда» чертежей, компания возвела(https://youtu.be/vhiKUNhG34I) на территории шато при винодельческом хозяйстве в поселке Дивноморское - эта территория, по данным ФБК, тоже входит в состав резиденции президента.

Площадь шато, согласно этим документам, - почти две с половиной тысячи квадратных метров; раскинувшийся рядом спа-комплекс занимает еще больше места. «Деньги у заказчика были - без вопросов, - делится своими впечатлениями инженер-геодезист Руслан, работавший над возведением объекта в 2009-2011 годах. - Я сначала занимался топосъемкой для проектировщиков, а после - строительством: коммуникации провести, вода, инженерные сети, газопровод, канализация. Поставлена была задача построить дорогу от Прасковеевки туда наверх. Потом виноградники разбивали, винзавод строили. Съемки полей делал - в общем, много работы».



Современный вид шато в Дивноморском («Димина дача»). Вторая аквадискотека в кадре слева
ФБК

О владельце объекта строители не говорили - даже между собой. «Знали только, что „заказчик от ФСО“», - вспоминает Руслан. Да и думать о заказчике поводов не было. «Места эти были тогда дикие. Природа», - мечтательно говорит Руслан.

Еще раз о заказчике он вспомнил в 2016 году, когда уже как турист попробовал прокатиться на катере мимо мест, где когда-то работал: «Не пропустили туда: сказали, что „погранцы запрет сделали“. Ну, нормально, думаю: значит, там какие-то нормальные пацаны все-таки засели».

Судя по чертежам шато, вблизи оно должно напоминать приземистый форт, укрепленный двумя зубчатыми башнями. Помимо аквадискотеки в поместье есть джакузи с видом на искусственный водопад, каминный зал, винный погреб, патио, несколько дегустационных. На втором этаже - музей вина и комната охраны. На третьем - кабинет-библиотека и три террасы. Четвертый этаж - смотровая площадка.



План второй аквадискотеки в шато в Дивноморском

Как сказано на сайте «Боронда», светомузыкальные фонтаны компании следуют попыткам ученых и композиторов «открыть секрет родства цветовой и музыкальной гаммы»; в пример приводятся симфонические поэмы Скрябина. Инженеры фирмы рассчитывают продемонстрировать заказчику, «как великолепна светящаяся вода… взлетающая к небу и падающая вниз сверкающими россыпями, постоянно меняющая форму и цвет».

Для фонтана в дивноморском шато «Боронд» разработал 16 светомузыкальных композиций - в компании их называют «партитурами». В плейлисте - аргентинские и бразильские мелодии, французский шансон, ZAZ, Ванесса Мэй, Enya, немного Кайли Миноуг и даже один трек из фильма «Матрица» (насколько это отражает вкусы заказчика неизвестно). Под каждый трек подобран свой рисунок движения струй и подсветки: под меланхоличную Enya, например, струи образуют купол, а под заставку из «Форта Боярд» начинают бить вверх.

«Зачем Путину еще одна дача в 10 километрах от огромного дворца?» - задается вопросом в своем расследовании Навальный. Ответ одного из разработчиков проекта шато - «сидишь с бокалом красного вина и любуешься видами на море в закате» - политика явно не устроил. «Видимо, в соседней Прасковеевке, где в скале специально вырубили дегустационную комнату, закаты какие-то другие», - продолжали удивляться в ФБК.

Один из собеседников, уже много лет возводящий на черноморском побережье правительственные резиденции, в том числе президента и патриарха, называет шато и окружающие виноградники (объект, который начали строить в годы президентства Дмитрия Медведева) так: «Димина дача».

«У царя должен быть дворец»

«Если вы хотите про Путина гадость услышать, вы ее не услышите. У царя должен быть дворец! - говорит по телефону один из бывших строителей резиденции и смеется. - Или президент должен на съемной квартире жить? Если человек любит красоту, разве в этом есть что-то плохое? Вот вы смотрели [сериал о царствовании десятого султана Османской империи] „Великолепный век“ - почему у турок и арабов должно быть шикарно, а у нашего соотечественника должно быть дерьмо?»

Многие подрядчики надолго сохранили лояльность к заказчику строительства, имени которого им так никто и не назвал. «Но мы все равно понимали, что это именно государственная резиденция! Нашего человека, первого лица», - рассказывает один из инженеров. На вопрос, не удивлялся ли он, как зарплата чиновника покрывает такие расходы, собеседник вдруг отвечает очень сухо: «Если человек - президент, ему все можно. В России живем!»

Многие подрядчики годами держали на своих официальных сайтах отчеты о престижном правительственном контракте. Насчитали восемь компаний, которые писали о работе в Прасковеевке - часто называя резиденцию «объектом „Пансионат“ в городе Геленджик» (точно так же поместье называется на чертежах). Так, благодаря сообщению на сайте «АБЛ-Инженеринг Групп» мы знаем общую площадь всех строений резиденции, а не только главного здания - это 40 тысяч квадратных метров.

А ФГУП «Управление строительства №30» даже выложило фотографии своего участка работ в резиденции - лифтовых шахт и тоннелей с подписью «Строительство прибрежных строений №1, 2 на объекте „Пансионат“ в г. Геленджик». На запрос компания не ответила. Как сказано на сайте предприятия, стройка велась по заказу ООО «Подземстрой - НТ», которое, согласно постановлению арбитражного суда от 2013 года, тоже «выполняло подрядные работы… на объекте „Пансионат“».

______________________________

ЕЩЁ 10 ПОДРЯДЧИКОВ

Компания «Аэрокомплекс», которая занимается оснащением аэропортов, у себя на сайте указывала, что поставляла оборудование на вертолетные площадки «резиденций президента РФ „Бочаров ручей“, „Ново-Огарево“, „Прасковеевка“». Первыми об этом сообщили «Открытые медиа»; сейчас эти данные с сайта фирмы удалены.

Компания Tesli, которая занимается поставкой и монтажом систем освещения, на своем сайте рассказала (после волны публикаций сообщение было удалено), как работала в «резиденции администрации президента» в Прасковеевке, - и выложила узнаваемое фото фасада; эту информацию  подтвердили несколько бывших сотрудников фирмы.

Как сообщали «Открытые медиа», о своей работе на связанном с президентом мысе Идокопас говорила и петербургская фирма «Профима»; как обнаружило «Радио Свобода», занимающаяся спецсвязью компания «Сатурн» указала «Пансионат» в публичном отчете за 2012 год; «Новая газета» узнала, что компания «Оптима комплект строй» указывала в документации, что занималась обустройством в «резиденции президента РФ „Прасковеевка“», еще в 2009 году.

Многие подрядчики и сотрудники этих фирм оставляли сведения о своей работе на президентской стройке в открытых источниках: в резюме, соцсетях или судебных документах. «Работал в „Велесстрое“ в Новороссийске, село Прасковеевка, хочу обратно вернуться», - пишет Михаил Печенцев под постом строительной компании во «ВКонтакте» (Печенцев не ответил, направленное в соцсетях). Компания «Велесстрой» являлась арендатором помещений дворца на мысе Идокопас.

Сотрудник компании «ЭкоСтройСервис» пишет в резюме, как строил дорогу из Прасковеевки в Молоканову щель; сама фирма и у себя на сайте упоминает(http://www.geonets.ru/) такие работы. Вел «ЭкоСтройСервис» проекты и в находящихся в ведении ФСО крымских резиденциях.

В резюме инженера Олега Руженцева (не ответил на сообщение в соцсетях) сказано: «Работаю… в ООО „ЭЦСК“, веду объект „Пансионат в Прасковеевке“». ООО «Экспертный центр современных коммуникаций» является подрядчиком ФСБ. В 2012 году гендиректор компании Леонид Козлов получил премию правительства (тогда его главой был Путин) в области науки и техники «за разработку и внедрение комплекса ресурсосберегающих технологий возведения зданий и дорожно-транспортных сооружений повышенной долговечности». Два года спустя Козлов вошел в координационный совет по инвестициям Минтранса России.

Согласно резюме инженера Артема Сухова, в 2008 году он проектировал «причал для судов и пляжа для правительственного санатория „Прасковеевка“, Краснодарский край» для компании «Институт территориального развития». ООО «Институт территориального развития», согласно данным портала госзакупок, активно и успешно участвует в тендерах.

Кажется, попасть на засекреченную стройку могла и случайная компания. Например, участвовало в президентской стройке уфимское инженерное бюро «Аракада»; согласно данным портала госзакупок, в основном оно известно недорогими контрактами для региональных администраций.

______________________________

Фэсэошники со вкусом

До того, как стать управляющим резиденцией в Прасковеевке, Иван Сердитов помогал жене президента: согласно данным ЕГРЮЛ, с 2007 по 2008 год молодой юрист возглавлял компанию ООО «Стройметалл», записанную на Ольгу Цомаеву, родную сестру Людмилы Путиной-Очеретной. Он до сих пор связан с первым лицом - в похожей, но чуть более официальной роли: перешел на работу в управделами президента.

Владимир Путин отрицает, что имеет отношение к продолжающейся стройке. «Ничего из того, что там указано в качестве моей собственности, ни мне, ни моим близким родственникам не принадлежит и никогда не принадлежало. Никогда», - заявил президент 25 января, отвечая на вопрос о расследовании.

Но самое убедительное доказательство связи президента с комплексом на мысе Идокопас - это то, насколько внимательно территорию резиденции охраняют российские спецслужбы. «Не бывает над домами бизнесменов бесполетных зон, не строят их сотрудники ФСО и не охраняют сотрудники ФСБ; перед домами бизнесменов не закрывают море, даже для рыбацких лодок», - подчеркнул в своем расследовании ФБК.

ФСБ объяснила бесполетную зону в этой районе «возросшей разведывательной активностью сопредельных государств», а ФСО в ответ заявила, что ничего не охраняет в районе Геленджика.

Но, как рассказали четверо подрядчиков и инженеров строительства, ФСО вовлечена в дела поместья гораздо глубже и подробнее, чем заявляет: спецслужба полностью руководит стройкой. Именно ее сотрудники отвечают за дисциплину и порядок на стройке, передают подрядчикам поручения заказчика; именно они водят первое лицо по объекту во время редких визитов.

«Фэсэошники со вкусом», - так один из подрядчиков проекта сформулировал свой опыт общения с силовиками. Работа в спецслужбе вроде бы не предполагает, что сотрудники должны обладать знаниями дизайнеров или инженеров, но проблем обычно не возникает, продолжает собеседник: «Они люди разносторонние. Не сугубо военные, чисто из казармы вышедшие - и с хорошим, кстати, очень хорошим вкусом. И их мнение не солдафонское - у них хорошо подвешен язык, они грамотно аргументируют».

«Фэсэошники смотрят, чтобы порядок соблюдался, дисциплина, пропускной режим. Но в инженерную часть они не лезут, - подтверждает один из инженеров. - Разве что при приемке специальные службы ФСО работают: там свои специалисты есть, которые делают заключение, подписывают акты. Но эти люди приезжают то ли из Москвы, то ли из Питера».

«Каждую субботу прилетают кураторы из московского ФСО. Всех руководителей [стройки] собирают - и **** [насилуют] мозги до полудня, до часу дня. Вдруг у кого сотрудник напился или без ботинка пришел. Короче, дерут за дисциплину полканы и генералы ФСО», - рассказывает бывший сотрудник службы эксплуатации.

Имена принимающих разные объекты резиденции сотрудников ФСО сохранились и на чертежах. Один из листов, например, подписан так: «Согласовано руководителем ФГУ ВЧ-1473 ФСО РФ Кузнецовым О. С.» в 2009 году. Как писал The New Times, полковник Олег Кузнецов во время работы на стройке руководил еще и войсковой частью №1473 ФСО, которая выступала заказчиком строительства дворца. На аудиозаписях, прослушанных журналистами The New Times, Кузнецов объясняет Николаю Шамалову, члену кооператива «Озеро» и будущему свояку Владимира Путина, что строительные работы лучше оплачивать наличными.

Даже в составе охраняющего резиденцию ЧОП есть действующие сотрудники ФСО. «Да там только одни действующие фэсэошники со всех городов России и есть. Те, которые захотели взять себе подработку и ушли на это время в отпуск, - делится один из задействованных в строительстве собеседников - Нужна денежка - они едут туда, одеваются в форму ЧОП и работают».

«Покутить и уехать, а жить там - нет»

За последние три года из резиденции на мысе Идокопас исчезли все белые мраморные статуи. Не потому, что заказчику перестал нравиться неоклассицизм резиденции, а просто статуи позеленели. «Покрылись чем-то зеленым от соли и сырости. Рядом с морем же агрессивная среда!» - рассказывает бывший сотрудник эксплуатационной службы.

В поместье постоянно что-то меняется и переделывается, рассказывают участники строительства: у многих из них сложилось впечатление, что у проекта нет ни концепции, ни даже «управляющей воли».

«На совещаниях всегда за что-то дрючат, но конкретные решения никогда не озвучиваются - и они приходят откуда-то совершенно разрозненно, в виде одиночных задач. Эстетики там нет, смысла нет, руководящей руки нет, - жалуется один из строителей. - Я понял бы еще, если бы приехало первое лицо, прогулялся человек - и говорит: „Сменить ***** [на фиг]!“ Но его там не бывает - а перемены все равно происходят. Как-то сами собой».

Другие подрядчики считают, что причины у постоянных переделок объективные: постоянно увеличивающееся в размерах поместье никак не могут закончить. «Там же [у заказчика] постоянно хотелки какие-то: то ледовый дворец, то еще что-то, - рассуждает один из инженеров. - Огромное количество всяких подсобных помещений, которые не эксплуатируются: все приходит в упадок, все постоянно переделывают, плитка отваливаются, ее заново кладут».

«Исчезла первая леди», - отшучивается другой подрядчик в ответ на вопрос  о масштабной перестройке дворца. «Неуютно, так скажем! Вот приехать сюда большой компанией друзей на один-два дня, покутить хорошенько и уехать - это да. А жить там - нет», - делится своими ощущениями один из строителей.

Личность и занятия хозяина резиденции оставили на ней довольный ясный отпечаток, считают строители. «Не хочу никого обидеть, но я бы не смог в таких интерьерах находиться, - говорит Виктор, один ветеранов президентской стройки. - Зато отношусь к этому как к народному достоянию! Как если бы я пришел в Эрмитаж: приятно посмотреть на эти исторические интерьеры, на богатое убранство, - но как жить в Эрмитаже? Невозможно же. Романовы так жили когда-то, а теперь это, слава богу, народное достояние, куда имеют доступ все».

«И я надеюсь, что этот объект тоже станет достоянием народа, - вдруг продолжает собеседник, который до сих пор рассуждал хладнокровно, как будто со стороны наблюдая за происходящим в поместье: - Ведь правильно было сказано в конце фильма Навального, что это никогда не закончится. И это правда: они не остановятся. В 2007-2011 годах, когда мы строили этот объект, ситуация в стране ведь была немножечко другой! У людей была возможность делать бизнес, карьерный рост шел у них - и чувствовалось, что у людей деньги есть. И на этом фоне стройка не вызывала резкого неприятия. А сегодня совершенно другая обстановка в стране! И безудержная роскошь эта смотрится уже совершенно по-другому. Она стала резко бросаться в глаза на фоне нищеты нашего народа».

Никто из опрошенных  участников строительства не захотел бы жить в большом доме на мысе Идокопас, если бы у них появилась такая возможность.

Авторы: Лилия Яппарова и Денис Дмитриев при участии Алексея Ковалева и Михаила Маглова (Scanner Project)
Редакторы: Валерий Игуменов и Алексей Ковалев
15:11, 29 января 2021

Остров Кремль, РасСледованиЕ, Дворец Путина, Разрыв шаблонА

Previous post Next post
Up