Современная монетарная теория.

Apr 01, 2019 20:12

Почему она так популярна и за что ее так критикуют многие экономисты?



Фото: Kacper Pempel / Reuters

Согласно ей, США могут забыть о своем триллионном госдолге. Достаточно лишь напечатать нужное количество денег

Современная монетарная теория (СМТ) уже давно стала предметом ожесточенных споров. «СМТ создала такое ненормальное, нелогичное и искаженное представление о макроэкономике, что теперь она просто неуязвима», - пишет в своем блоге американский экономист Университета Бентли Скотт Самнер. Сторонники монетарной теории в ответ называют критиков «частью дегенеративной парадигмы, которая утратила доверие».

Когда-то СМТ обсуждали только в тематических блогах и в кампусах некоторых высших учебных заведений. Но внезапно она стала предметом общественного внимания. В США, к примеру, ее активно поддерживает конгрессвумен Александрия Окасио-Кортес. Она опиралась на основы теории при обсуждении «Нового зеленого курса» - плана по отказу от ископаемых видов топлива, которые приводят к изменению климата (хотя на днях Сенат отказался рассматривать инициативу). Так что почти наверняка монетарную теорию будут обсуждать на дебатах перед выборами президента США в 2020 году.

Концепция

Пора разобраться, что это вообще такое. Начнем с того, что, по мнению сторонников СМТ, страна с собственной национальной валютой может не переживать из-за внешнего долга, который выражен в этой же валюте. Всегда можно напечатать достаточное количество денег, чтобы погасить его. Единственное ограничение расходов - инфляция, уровень которой может выйти из-под контроля. Но пока в стране есть достаточное количество рабочих и оборудования, с помощью которого можно удовлетворить растущий спрос без резкого роста цен, правительство может тратить любые средства для поддержания занятости и достижения таких целей, как контроль за изменением климата.

СМТ ассоциируется с левыми, из-за ⁠чего некоторые ошибочно предполагают, что теория способствует тому, чтобы ⁠богатые платили за социальные программы. ⁠Но дело в том, что фактически она нарушает либеральную ортодоксальность. ⁠Теория поддерживает налоги на богатство, ⁠объясняя это тем, ⁠что такой подход может помочь сократить неравенство. Но эти средства необязательно должны использоваться для оплаты государственных расходов. Еще одно заблуждение - якобы с точки зрения СМТ дефицит не представляется чем-то важным. Хотя его слишком высокий уровень обязательно приведет к высокой инфляции.

Современная монетарная теория утверждает, что мир еще не смирился со смертью золотого стандарта в 1971 году, когда американский президент Ричард Никсон отвязал курс доллара от золота. В эпоху фиатных денег США и другие страны с сильной экономикой могут не беспокоиться о том, что им не хватит золота для поддержания курса национальной валюты. Поэтому они могут печатать столько денег, сколько захотят.

СМТ считает себя полноправным наследником теорий британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, которого называют основателем современной макроэкономической теории и исследователем «парадокса бережливости». Он указывал, что любое домохозяйство может справиться с трудностями, сокращая расходы при падении доходов, но это не сработает с экономикой в целом. Расход одного домохозяйства равен доходу другого, поэтому при общем сокращении никто попросту не будет получать оплату за труд. В результате получается депрессия - ситуация, которую может исправить только правительство, потому что, в отличие от частного сектора, оно может свободно тратить деньги и восстанавливать экономику.

СМТ также опирается на работу по «функциональному финансированию» экономиста Аббы Лернера. В 1940-х годах он написал, что правительство должно тратить любые ресурсы для достижения собственной цели. Позже британец Уинн Годли разработал концепцию секторных балансов. Согласно ей, когда государственный бюджет испытывает дефицит, неправительственный сектор должен испытывать профицит, и наоборот.

Начиная с 1990-х годов нарастающее движение современной монетарной теории заручилось финансовой и интеллектуальной поддержкой основателя хедж-фонда Illinois Income Investors Уоррена Мослера. Когда он презентовал идеи СМТ на одной из экономических конференций, кто-то в зале сказал: «Думаю, нас посетили гости с Марса».

СМТ отрицает современный консенсус, что национальная экономика должна регулироваться повышением или понижением ключевой ставки. Последователи теории считают, что в мире фиатных денег она равна нулю. Изменение процентных ставок неэффективно, так как компании принимают решения об инвестициях на основе перспектив роста, а не стоимости денег. Поэтому странам нужно руководствоваться фискальной политикой - тратами государства и налогообложением. Центральный банк, уверены ее последователи, обязан выполнять поручения казначейства и по любому запросу должен перечислять на его счета нужные средства.

Теория бросает вызов основному принципу традиционной экономики. Он заключается в том, что увеличение дефицита бюджета приведет к повышению процентных ставок при прочих равных условиях. Когда правительство тратит больше, то средства получает частный сектор, который вкладывает их в банковскую систему. Если в ней будет больше денег, а спрос останется прежним, то процентные ставки будут падать. Это будет происходить до тех пор, пока правительство вдруг не начнет продавать облигации, накапливая таким образом свои резервы.

Но ему не нужно этого делать, так как центральный банк, подконтрольный казначейству, сможет платить за все с помощью электронных денег. В идеальном мире по версии СМТ налогообложение бы продолжало существовать, но их главной целью, за исключением уменьшения неравенства, был бы контроль инфляции. Сторонники современной монетарной теории уверены, что ее рост связан с чрезмерной ценовой политикой различных компаний. Чтобы подавить рост цен, поясняют они, необходимо разрушить монополии и начать препятствовать выдаче большого количества кредитов. «Чем активнее мы регулируем крупный бизнес в общественных целях, тем большей занятости мы можем достичь», - писали в колонке, опубликованной в Financial Times, сторонники СМТ.

Критика

Неудивительно, что на Уолл-Стрит СМТ высмеивают все, кому не лень (ее английскую аббревиатуру расшифровывают как Magic Money Tree - «волшебное денежное дерево»). Критикуют теорию и те, кто, казалось бы, должен ее поддерживать, - либеральные экономисты. Бывший министр финансов США Ларри Саммерс доказывал, что богатые страны страдают от длительной стагнации, из-за чего им необходимы высокие уровни дефицитного финансирования. И хотя это совпадает с позицией СМТ, Саммерс в колонке для Washington Post называл теорию «ошибочной на различных уровнях».

Критики СМТ утверждают, что попытка использовать фискальную политику для управления экономикой заведомо ведет к провалу: Конгресс и президент США редко действуют оперативно, чтобы отреагировать на спад. Также они скептически относятся к идее, что казначейство и центральный банк должны работать сообща. Федеральная резервная система во время Второй мировой войны подчинялась Министерству финансов, но в 1981 году экономисты предупредили, что из-за подобной иерархии инфляция рискует выйти из-под контроля. План победить безработицу с помощью концепции гарантируемого рабочего места (когда на федеральные средства создаются вакансии без каких-либо критериев отбора) тоже критикуют. Если установленная властями зарплата будет слишком низкой, то это мало чем поможет нуждающимся. Если слишком высокой - пострадает частный сектор.

Под вопросом и тезис, согласно которому страны с собственной национальной валютой могут не опасаться дефицита. Уже было доказано, что если страна утратит доверие мировых инвесторов, то она столкнется с падением своей валюты. В 1976 году Великобритания обратилась в Международный валютный фонд с просьбой стабилизировать курс фунта стерлингов. Ошибка заключалась в том, что страна привязала свою национальную валюту к доллару. Как только фунт начал свободно плавать, кризис ослаб.

С теорией не согласен и инвестор Уоррен Баффет. «Это просто смешно использовать потолок задолженности в качестве оружия для других битв. Проблема с потолком в том, что его можно использовать как для большого вреда, так и для блокирования работы правительства», - сказал он две недели назад. По его мнению, дефицит бюджета все же рискует разогнать инфляцию.

Другие разногласия трудно понять людям без профильного экономического образования. Существуют сложные аргументы в отношении того, как, например, определяются процентные ставки. Мейнстримовые экономисты говорят, что правильные посылы СМТ не являются новыми, а новые не являются правильными.

Но все же некоторые утверждают, что теория предлагает адекватный взгляд на существующую ситуацию. Бывший главный экономист одного из крупнейших мировых инвесторов на рынке облигаций PIMCO Пол Маккали не считает себя ярым сторонником СМТ, но предполагает, что эта теория предлагает «надежную структуру для мира фиатных валют». Защитники теории считают, что традиционное экономическое мышление - это пережиток тех дней, когда американские деньги были обеспечены золотом. Маккали жалуется, что сейчас популярна следующая точка зрения: увеличение дефицита бюджета и его поддержка легкими деньгами центрального банка ведет к гиперинфляции. «Насколько мне известно, США не смогли достичь целевого показателя инфляции на протяжении 10 лет подряд. Семь или восемь из них были с отрицательной ключевой ставкой. Давайте реально смотреть на вещи. Зимбабве мы точно не станем», - заверил он.

Bloomberg
29 МАРТА 2019


Финансы, ЭКОНОМИКА, МНЕНИЯ

Previous post Next post
Up