В стране уже забыли, что такое бюрократия

Mar 23, 2018 14:01

Опыт Эстонии: как устроено самое продвинутое цифровое общество мира



Фото: Ilya Orehov / Unsplash.com

В марте 2017 года журнал Wired назвал Эстонию, бывшую советскую республику, «самым продвинутым цифровым обществом в мире» - все это благодаря системе электронного правительства. Там все обычные функции властей: законодательство, правосудие, здравоохранение, банковская система, налогообложение и так далее - сосредоточены в цифровом виде на одной платформе.



Эстонское удостоверение личности
Дэн Берн-Форти

Таави Котка четыре года провел на посту вице-канцлера Министерства экономики и коммуникаций Эстонии. Он утверждает, что е
го страна провела эту крупнейшую технологическую инновацию, чтобы выгодно выделиться на фоне соседей вроде Литвы или Словении. Из побочных эффектов - экономия в размере 2% ВВП и минимум бюрократии. New Yorker в деталях описал, как система работает.

В чем смысл?

«Нам нужно ⁠было поставить перед собой цель, которая нашла бы отклик ⁠среди людей и была бы довольно ⁠масштабной, чтобы в нее поверило общество», - говорит Таави Котка. Он ⁠считается одним из ведущих архитекторов ⁠«электронной Эстонии» - самого ⁠амбициозного, по оценке New Yorker, на сегодня проекта по управлению государством с помощью новых технологий. Котка, будучи разработчиком программного обеспечения, не смог устоять перед соблазном построить «цифровое государство». «Представьте, что вам поручили построить мост Золотые Ворота - вам нужно полностью изменить отношение к обществу», - утверждает он.

Эстония славится не только своим электронным правительством. В стране самые низкие налоги для бизнеса во всем Евросоюзе, а также весьма либеральное законодательство в плане технологических изысканий. К примеру, на всех эстонских дорогах можно тестировать беспилотные автомобили третьего уровня, в которых водитель может не контролировать машину на автобанах, но быть готовым взять управление. Теперь страна готовится разрешить испытания беспилотников пятого уровня - человеку нужно лишь завести машину и указать пункт назначения. «Мы считаем, что внедрение инноваций так или иначе произойдет. Но если мы закроем страну, оно случится не у нас», - утверждает вице-канцлер Министерства экономики и коммуникаций Вильяр Люби.

Раньше Эстония была известна прежде всего своими лесозаготовками, но именно там появился Skype, а потом и другие стартапы. «Здесь не офшорный рай, но можно заработать много денег», - утверждает француз Тома Падовани, основавший в Эстонии платформу Adcash, через которую продают рекламу во всем мире.

Электронное правительство существенно упростило жизнь своим гражданам. Сегодня они могут голосовать и оспаривать штрафы за парковку, не выходя из дома. Практически все бюрократические процедуры, за исключением отчуждения или приобретения недвижимости, можно провести онлайн. Еще одно исключение - матримониальные отношения. Влюбленная пара должна посетить соответствующее правительственное учреждение и выразить там желание сочетаться браком.

Экс-президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, часто посещающий Стэнфордский университет в качестве почетного лектора, был шокирован отсталой бюрократией в США - даже в Кремниевой долине. «Как в 50-х! Мне нужно представить счет за электричество, чтобы доказать, что я живу здесь! Можно иметь iPhone X, но если нужно зарегистрировать свою машину, обо всем этом прогрессе стоит забыть», - возмущается Ильвес.

Эстония - сравнительно маленькая страна, и переход на систему электронного правительства существенно снижает ее расходы. По словам экс-премьера страны Таави Рыйваса, ежегодно каждый житель страны экономит целую рабочую неделю, то есть около 2% своего ВВП. Примерно столько же НАТО требует тратить на оборону каждого члена альянса, поэтому, как любит шутить Ильвес, безопасность страны сейчас обеспечивается, по сути, бесплатно.

Электронное гражданство

На сайте электронного правительства любой человек, заплатив 100 евро, может принять «дар Эстонии миру» и стать «электронным резидентом» страны. «Если все вокруг оцифровано и не привязано к определенному месту, можно управлять страной без границ», - считает Котка.

Впрочем, на сайте особо оговаривается, что статус «электронного резидента» не дает реального гражданства и права на въезд в Эстонию или ЕС, но при этом иностранец получает возможность зарегистрировать компанию и электронную подпись для верификации своих документов в любой точке мира. Эта же мера поощряет международные стартапы пустить корни именно в Эстонии.



Карточка e-резидента Эстонии. Скриншот: e-estonia.com

Сейчас более 27 тысяч человек подали заявки на получение статуса «электронного резидента» Эстонии - в основном из Финляндии и России. Их примеру также последовали Италия, Украина и Великобритания. Из-за того что 88% заявителей - мужчины, ООН даже ходатайствует о предоставлении этого статуса предпринимательницам из Индии и других развивающихся стран. Сейчас в Эстонии число заявок, представленных еженедельно, превышает уровень рождаемости. «Мы пытались заводить больше детей, но это не так-то легко», - признается глава правительственного отдела по информационным технологиям Сиим Сиккут.

Как это работает?

Система электронного правительства Эстонии зиждется на X-Road - платформе для обмена данных между разными базами данных. Она сравнительно дешевая: ее обслуживание обходится в $70 млн. При этом стоимость российской системы электронного правительства в год составляет $90 млн, казахской - $150 млн, утверждает автор статьи на сайте Гарвардской школы Кеннеди.

В последние годы разработанная эстонскими программистами система становится чуть ли не главным экспортным продуктом страны. Северный сосед Эстонии, Финляндия недавно начала пользоваться X-Road. На практике это означает, что, например, выписанные по рецепту в Эстонии лекарства можно будет приобрести в финских аптеках. Другие страны ЕС также используют протокол для некоторых своих электронных сервисов. По словам Сандры Роосна, члена эстонской Академии электронного управления, нужно дать Евросоюзу еще два года на то, чтобы «признать друг друга в цифровом виде». X-Road, по словам Ильвеса, была принята такими странами, как Молдавия и Панама, которые «хотят противопоставить открытость коррупции». Программа добралась даже до Намибии.

Основной принцип работы эстонской системы - человек имеет доступ абсолютно ко всей информации о нем, существующей в сети. При этом если кто-либо (врач, банкир, полицейский и так далее) захочет ознакомиться с засекреченной информацией о человеке, об этом сообщается ее владельцу. Подсматривать данные о человеке в Эстонии считается преступным деянием. «У нас в Эстонии нет Большого брата, но есть Маленький - ему можно указывать, что делать, и порой даже поколачивать», - сообщил один из местных жителей журналисту New Yorker.

При этом информация, относящаяся к ведению бизнеса или к учету земельных участков, считается открытой, поэтому желающие могут «пробить по базе» любого эстонского политика. «Эта открытость потрясает», - признается автор New Yorker. Любой бизнес власть имущих - огромное поле для поисковой деятельности американских журналистов - в Эстонии находится с помощью пары кликов мышки.

Дорожная полиция не останавливает автомобили для проверки (это вообще запрещено законом, если водитель не нарушает ПДД), так как всю информацию о нем служители порядка получают, сканируя номерной знак авто. Нарушения на избирательных участках перестали быть проблемой, ведь люди голосуют дома. Вопрос иммиграции утратил актуальность - не нужно физически находиться в Эстонии, чтобы работать там и платить налоги.

Перевод системы на цифровые рельсы помог справиться с загруженностью (и заторможенностью) системы правосудия. Теперь, к примеру, вместо того чтобы привозить подсудимых в зал заседаний, судьи проводят с ними сеанс телекоммуникации.

Для врачей «удаленка» оказалась еще полезнее. С 2015 года эстонские парамедики используют приложение e-ambulance, с помощью которого получают доступ к медицинской карточке пациента и всю нужную информацию (физиологические параметры, ЭКГ, пульс, давление). Программа также позволяет зарегистрировать пациента по дороге в больницу, чтобы анализы, препараты для лечения и прочее были готовы уже к его прибытию. Приложение e-ambulance также анализирует прописанные разными врачами лекарства: если их комбинация противопоказана, система сообщит об этом.

История электронного правительства

Журналист New Yorker пообщался с «общепризнанным дедушкой» цифровой Эстонии Тарви Мартенсом. По его словам, еще в 1970 году с помощью компьютерных данных государство пыталось помочь одиноким эстонцам найти свою половинку - «на благо народной экономике». В 1997 году власти начали поиски цифровых документов - идентификационных карточек - на замену традиционным. Когда в 2002 году они впервые были выпущены, Мартенс был убежден, что карты должны быть обязательными и дешевыми.

По его словам, Финляндия перешла на карточную систему еще в 2000 году, но ими никто не пользовался, так как власти сделали их приобретение добровольным и установили довольно высокую цену. «Сначала мы продавали их по 10 евро, и что произошло? Банки и создатели приложений задались вопросом, почему они должны поддерживать эти карточки, ведь их ни у кого нет. Это был тупик», - вспоминает Мартенс. Выход из него - раздать людям обязательные карточки, а только затем объяснить, зачем они нужны, и заняться разработкой приложений.

Первым таким приложением для новой карточной системы стало электронное голосование. До первого волеизъявления с помощью компьютеров (2005) лишь пять тысяч жителей страны пользовались своей карточкой. На тех выборах проголосовали электронно более девяти тысяч человек (всего лишь 2% избирателей), однако эта процедура явно понравилась электорату. В 2014-м треть всех голосов была подана онлайн.

Эстонская система небезупречна. В 2007 году крупномасштабная кибератака погрузила в хаос маленькое прибалтийское государство. Представители правительства Эстонии обвинили в ее организации Россию, но так и не представили доказательств причастности к этому Кремля. Эстонцы до сих пор считают это событие поворотным моментом своей новейшей истории.

За X-Road стоит блокчейн-технология K.S.I., и любое нарушение в ней не пройдет незамеченным. Однако, помимо защиты информации с помощью K.S.I., на случай хакерских атак или физического уничтожения серверов в Эстонии существуют и другие «гаранты»: например, в этом году эстонские власти открыли в Люксембурге «посольство данных», в котором будут храниться копии важных баз данных и документов. «Если Россия нападет - не когда, а именно если - и наши системы упадут, у нас будут копии», - говорит советник министра социальных дел Пирет Хирв.

Взгляд в будущее

История государств связана с их границами. Сегодня эта концепция кажется устаревшей и переживающей кризис. Вполне возможно представить будущее, в котором национальность будет определяться не тем, где вы живете, а тем, в систему какой страны вы входите с помощью компьютера.

«Я - президент цифрового общества, - заявила Керсти Кальюлайд в своем обращении к лидерам стран ЕС на Цифровом саммите в Таллине. - Простые люди страдают от засилья бюрократов… Нашими гражданами скоро станут люди со всего мира. Нам придется перелетать, как пчелам, от цветка к цветку, чтобы собрать налоги с тех, кто работает утром во Франции, а вечером в Великобритании; с тех, кто проживает полгода в Эстонии, а затем уезжает в Австралию». После того как президент Эстонии закончила свою речь, слово взяла канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она признала: «Вы продвинулись намного дальше нас». Позже участники саммита договорились работать по установлению в своих странах цифрового правительства и, по словам эстонского премьер-министра, «переосмыслить весь трудовой рынок» ЕС.

Похоже, что в 90-е Эстония и США наткнулись на развилку на пути к цифровому будущему. Америка выбрала персонализацию, анонимность, передачу информации в частную собственность, а Эстония пошла совсем по другой дороге. Спустя несколько десятков лет эти страны отличаются не только своей цифровой культурой, но и отношением к общественно-политической жизни.



Денис Шлянцев
Редактор раздела World Press
19 декабря 2017, 17:08


ИХ НРАВЫ, ТЕМ ВРЕМЕНЕМ У ЗАГНИВАЮЩИХ

Previous post Next post
Up