ПОЧЕМУ У НАС "НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ"

Jul 18, 2016 19:36





Согласно данным ЦБ РФ в 2000-2015:

- экспорт товаров и услуг составил $5,663трлн

(из них $3,24триллиона - нефть, нефтепродукты, газ, СПГ)

-прямые иностранные инвестиции - $620млрд.

-прирост внешнего долга - $437млрд.

Итого: $6,72трлн.



С учетом реалий российской экономики достаточно обоснованно можно считать, что до половины прямых иностранных инвестиций и прироста внешнего долга являются возвратом в Россию выведенных за рубеж средств российских компаний.

Тогда:

- экспорт товаров и услуг - $5,663трлн.

- прямые иноинвестиции и прирост внешнего долга - $530млрд.

Итого в Россию за 16 лет правления Владимира Путина поступило из-за рубежа $6,19триллиона долларов.

Это только "внешний ресурс". А ведь какая-то жизнь теплилась и в ориентированной на внутренний рынок российской экономике.

На входе:

- 16 лет

- $6,19 триллиона поступивших из-за рубежа

На выходе:

- средняя зарплата в $560.

- 50% работающих получают менее $400.

- средняя пенсия в $200

- немодернизированная сырьевая экономика,

- средняя зарплата в России даже с учетом количества отработанных часов на 20% меньше чем в Китае.

Почему так вышло? Почему у нас не получилось?

Потому что в 2004-2016гг. власть проводила неверную экономическую политику:

1. Курсовую.

Политику сильного рубля, корректирующуюся двумя обвальными девальвациями 2008/2009 и 2014/2015гг.

С 31.12.1999 по сегодняшний день рубль подешевел по отношению к доллару с 27 рублей до 65.

К сожалению сделал он это двумя обвальными девальвациями, вместо того что бы год за годом плавно снижаться.

Если бы все эти годы проводилась политика дешевеющего рубля, то результат для экономики был бы серьезно отличным от имеющегося - потому что первичен спрос, первичны рыночные ниши (которые при дорогом рубле занял импорт), а инвестиции - вторичны.

Политика сильного рубля стимулировала импорт потребительских товаров и мешала создавать в России современные производства средств производства.

Практически весь эффект от огромных внешних поступлений был отдан экономикам стран, являвшихся крупнейшими импортерами в Россию, прежде всего Китаю и Германии.

Переход от харакерной для первого срока Путина политики удешевления рубля к политике удорожания такового очень четко совпадает с моментом, когда главным мотором роста ВВП вместо обрабатывающей промышленности становится торговля.

2. Политику, ухудшающую инвестиционный климат.

Таковая не только препятствовала отечественным и внешним инвестициям, но и напрямую выталкивала из страны заработанные российскими предприятиями деньги, формируя гигантский отток капитала.

Это происходило на фоне фактически проводимой российским ЦБ политики "кэрренси-борд", когда рублевая денежная масса была прямой функцией от суммы золото-валютных резервов ЦБ РФ.

Плохой инвестклимат и высокая коррупция выталкивали валюту из страны - эта валюта не попадала в состав ЗВР - не наращивалась рублевая денежная масса - не росла монетизация экономики - кредит оставался очень дорогим (деньги товар - чем их больше, тем ниже их цена).

3. Налоговую.

Налоговая политика государства в России направлена на перераспределение средств из несырьевого сектора российской экономики в экспортный сырьевой - через такой налоговый инструмент как НДС.

Стоит специально отметить, что поскольку значительная часть сырьевого сектора перешла в руки государства, то несырьевой сектор российской экономики в основном дотирует государственные Газпром-Газпромнефть, Роснефть.

Т.е. средства перераспределялись из сектора с высокой добавленной стоимостью в сектор низкой добавленной стоимости, а поскольку в экспорте природных ресурсов большую часть составляют госкомпании, еще из более эффективного сектора в менее эффективный.

4. Кредитную.

Несмотря на то, что в 2000-е основные позиции в банковском секторе заняли госбанки на понижении стоимости кредита для промышленности это не сказалось - хотя Китая проводил именно политику дешевого кредитования промышленности госбанками.

Т.е. скопировав китайскую банковскую систему России в 2000-е не взяла из нее самого главного - дешевого кредита промышленности.

5. Институциональную.

Сырьевой сектор представлен в России несколькими супергигантами, которые споосбны защищать свои интересы, как в открытом суде, так и с помощью лоббизма.

Несырьевой сектор таковых возможностей лишен и потому для его развития критичны такие вещи как независимый суд и т.п.

Т.е. по сути сырьевому - тем более государственному сырьевому - бизнесу институты не нужны, они нужны бизнесу не сырьевому.

6. Проводила политику направленную на сдерживание роста стоимости рабочей силы

- завоз миллионов "трудовых мигрантов"

- неимоверно низкая минимальная зарплата

- очень низкое пособие по безработице

Причем минимальная зарплата и пособие по безработице - основной инструмент для администрирования государством уровня заработной платы.

Борясь с ростом номинальной зарплаты государство по факту боролось с модернизацией: только дорогой труд (и дешевый кредит) заставляет бизнес перейти от 10 землекопов к одному экскаватору.

7. Увеличивала долю государства в экономике

С 1999 года доля госсектора в ВВП Китая сократилась с 50% до менее чем 40%.

С 1999 года доля госсектора в ВВП России выросла с 25% до более чем 50%.

Производительность труда в частном секторе Китая все это время росла в 3 раза быстрее, чем в госсекторе (4,5% в год против 1,6%).

С 1999 года ВВП Китая вырос в 3 раза (при росте населения на 7%).

ВВП России за тоже время вырос на 84%.

Средняя зарплата в Китае - $820/месяц.

Средняя зарплата в России - $560/месяц.

Россия экспортирует нефть, нефтепродукты и газ.

Китай импортирует нефть, нефтепродукты и газ.

Как вы видите, все это время Россия и Китай двигались в разных направлениях: доля госсектора в Китае уменьшалась, а в России выросла боле чем в 2 раза.

И результаты у двух стран закономерно то же разные.

Огосударствление "нефтянки" привело к тому, что добыча за 2005-2015 гг. выросла всего на 16%.

Государственный же Газпром и вовсе показал гигантский спад добычи, при этом полностью упустив рост мирового рынка газа - всего 3% прироста мирового рынка газа пришлось на увеличение экспорта "Газпрома". Остальные 97% получили другие, нероссийские производители.

Авербух Максим

12 июня в 17:42 ·

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1579758522323396&id=100008677905070

ЦифрЫ, В СРАВНЕНИИ, ЭКОНОМИКА, «Ручное управление»

Previous post Next post
Up