Заместитель министра энергетики Евгений Грабчак:
«В России завершилась эра дешёвой электроэнергии. Чтобы инвестиции окупились, необходимо или в 2-3 раза поднять тарифы, или сократить потребление в России электроэнергии».
Но в России и так уже дорогая электроэнергия - во всяком случае дороже, чем в ряде развитых стран.
Это показывал в своей работе генеральный директор Института проблем энергетики, доктор технических наук, профессор Борис Нигматулин в апреле 2023 года:
«В России затраты конечных потребителей электроэнергии в долях ВВП были одни из самых высоких и составляли 4,2%. Для сравнения в Китае - 4,0%, в мире (8 стран - 72% мирового электропотребления) - 2,9% и в США - 1,8%».
Более того, говорит Нигматулин, в России необходимо не повышать, а, наоборот, понижать цены на электроэнергию:
«Таким образом, оптимальные затраты российских конечных потребителей электроэнергии в долях ВВП должны быть снижены минимум на 33%, а оптимально на 50%, как в США (с учётом более низкой электроёмкости ВВП в этой стране).
Это ориентиры для снижения цены электроэнергии в России для конечных потребителей. Такое снижение должно стать важнейшей задачей энергетической политики правительства России и положено в основу новой редакции Энергической стратегии России до 2035 г.
Вообще говоря, ситуация с ценообразованием в российской электроэнергетике является парадоксальной: при наличии минимум около 40 ГВт лишних установленных мощностей в стране (15% от всех мощностей) цена на электроэнергию только растёт. Основная причина - непомерные аппетиты и лоббистские возможности собственников и топ-менеджеров генерирующих и сетевых компаний и отсутствие каких-либо ограничителей со стороны Минэнерго, Минэкономики и Федеральной антимонопольной службы, а также слабое (или никакое) противодействие Минпромторга, Минобороны, Минтранса, Минсельхоза и других отраслевых министерств, представляющих интересы потребителей электроэнергии. В обоснование такого роста всегда используется излюбленный аргумент, что в России по сравнению с другими странами якобы дешёвый тариф на электроэнергию, низкая цена углеводородного топлива и т.д. Для этого цена на электроэнергию в рублях пересчитывается в доллары по валютному курсу $ЦБ, что является ВОПИЮЩИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ НЕВЕЖЕСТВОМ! Говорить о том, что для российских потребителей электроэнергия дешевле, чем для потребителей на Западе (США), значит сознательно наводить тень на плетень».
Proeconomics *
Когда ты анализируешь дробь, то надо смотреть и на числитель, и на знаменатель
Формально профессор Нигматуллин (см. вые), вроде, прав.
Но доля энергии в ВВП - результат расчета дроби, где в знаменателе - российский ВВП. И то, что в нем доля энергетических затрат получается такой большой, следствие не только того, что энергия в России дорогая, но и - прежде всего - того, что российская экономика - низкоэффективная и, используя энергию, на выходе дает очень маленькую величину добавленной стоимости, которая и составляет ВВП.
В 2022 г. экономика США создавала в расчете на одного жителя более 70 тыс. долларов добавленной стоимости (в пересчете по ППС), а экономика России - только 38,9 тыс. долл. Причина простая - в России производится слишком мало товаров и услуг, имеющих высокую добавленную стоимость, то есть универсальная ценность - энергия - в США превращается в хорошо востребованные и потому высокоприбыльные товары, а в России - в нечто, как правило, плохонькое и потому мало кому нужно даже по низким ценам (поэтому и показатели производительности труда - в денежном выражении - в РФ настолько ниже, чем в США). "Основой российского экспорта являются топливно-энергетические товары (54,3%), металлы и изделия из них (10,4%), продукция химической промышленности (7,7%)". Итого - 72,5% экспорта это сырьевые и энергетические товары.
Поэтому идея о необходимости снижения цен на энергию в России не лишена рациональности, но реализовывать ее можно лишь на основе ускоренного развития отечественного энергетического оборудования а то энергетикам просто не хватит денег на покупку нового - зачастую импортного - оборудования для реновации и развития отрасли. "Доля иностранного оборудования в электроэнергетике, по оценкам РЭА, сейчас составляет в среднем 23%, но по отдельным агрегатам она значительно выше. По газотурбинным установкам (ГТУ) достигает 60%, трансформаторному оборудованию - 46%".
Баланс прибылей и убытков в производстве, передаче и распределении электроэнергии по итогам первых 10 месяцев 2024 г. уже сократился на 42% (до 961 млрд руб.). Одна из причин - сокращение экспорта электроэнергии в Китай из-за дефицита мощности на Дальнем Востоке.
--------
18(+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛИПСИЦЕМ ИГОРЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛИПСИЦА ИГОРЯ ВЛАДИМИРОВИЧА-------