Bloomberg оценил убытки России от остановки транзита газа через Украину
Нефтегазовые доходы бюджета РФ: белым -
нефть, голубым -
газ (в %, среднее 3-месячное значение). Источник: Bloomberg
Цифра будет зависеть от того, сможет ли РФ перенаправить часть потерянных объемов через «Турецкий поток». Но в любом случае эти убытки окажутся меньше, чем последствия взрывов на «Северных потоках» в сентябре 2022 года, пишет экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
Остановка транзита природного газа через Украину приведет к сокращению доходов федерального бюджета России в этом году. Если часть этого газа будет перенаправлена по «Турецкому потоку» и позволит увеличить экспорт в Китай и Центральную Азию, то ущерб для доходов РФ в 2025 году составит около 1,2 миллиарда долларов, или 0,3% от общего объема доходов бюджета, ожидаемых правительством.
Если сделать этого не удастся, то потери могут вырасти до 1,4 миллиарда долларов (около 0,36% всех ожидаемых доходов). Такой сценарий, вероятно, потребует более активного использования средств Фонда национального благосостояния для финансирования расходов бюджета.
Тем не менее, даже самый худший вариант - полная потеря экспорта природного газа, ранее разрешенного к транзиту через Украину, - скорее всего, принесет меньшие убытки, чем взрывы на «Северных потоках» в сентябре 2022 года. Конечно, остановка украинского транзита больно ударит по «Газпрому» и его акционерам, но для федерального бюджета России рецессия и непредсказуемые расходы на СВО выглядят в этом году более серьезными рисками.
На протяжении почти пяти десятилетий Россия использовала трубопроводы, проходящие через Украину, для экспорта части своего природного газа. Даже после начала СВО в феврале 2022 года Украина соблюдала условия последнего договора по транзиту, который был подписан в 2019 году и срок действия которого истек 1 января этого года. Однако теперь Украина отклонила предложения о продлении сделки.
Экспорт через Украину составляет около 12% от 120 миллиардов кубометров природного газа, которые Россия планирует экспортировать по трубопроводам в этом году. Этот экспорт вносит непропорционально большой вклад в нефтегазовые доходы России по двум причинам:
Премиальные цены: транзит через Украину позволял продавать газ на рынок ЕС, где Россия могла брать почти на 30% больше, чем в Китае, и почти вдвое больше, чем в странах бывшего СССР, присоединившихся к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).
Экспортная пошлина: экспорт природного газа в ЕС облагается 30-процентной экспортной пошлиной, в отличие от продаж в страны ЕАЭС и поставок по газопроводу «Голубой поток» в Турцию, которые не облагаются экспортной пошлиной.
Безусловно, прекращение транзита газа через Украину станет ударом для «Газпрома». Снижение экспортной выручки означает, что компании будет сложно балансировать между масштабными инвестициями в инфраструктуру и требованиями акционеров о выплате дивидендов, сохраняя при этом низкие цены на природный газ для российских корпораций и населения. Тем не менее, эти проблемы вряд ли выведут российский бюджет из равновесия в 2025 году.
Подготовлено ProFinance.ru, автор: экономист Bloomberg Economics Александр Исаков
@marketsnapshot
MarketSnapshot
04.01.2025 16:08 *
Санкции США привели к сокращению экспорта угля из РФ
✔️В ушедшем 2024 г. от российского угля стали частично отказываться даже те страны, которые продолжали импорт из РФ после 2022 г.
Причина - включение ряда российских угольных компаний в SDN-лист: в феврале 2024 г. в санкционный список США попали «СУЭК» и «Мечел», в мае - «Сибантрацит», в июне - «Эльга и «Коулстар», а в августе - «СДС-Уголь» и «Стройсервис».
✔️Из-за опасений вторичных санкций компании-импортеры стали уменьшать закупки российского угля - причем в масштабах, заметных для таможенной статистики.
▪️ Например, Турция по итогам первых девяти месяцев 2024 г. сократила импорт российского каменного угля на 11% (до 18,2 млн т), Южная Корея - на 35% (до 14,1 млн т), а Китай - на 17% (до 66 млн т).
▪️ Доля России в импорте каменного угля в Турции снизилась с 71% в первые девять месяцев 2023 г. до 61% за аналогичный период 2024 г.; в импорте угля в Южной Корее доля российских поставщиков за тот же период снизилась с 24% до 16%, а в Китае - с 35% до 26%.
✔️Санкции США добавили проблем российским угольщикам,
которые и без того столкнулись со снижением рентабельности из-за падения цен, увеличения логистических издержек и введения импортных пошлин в КНР.
*Источник данных - портал Trade Map, являющийся агрегатором национальной таможенной статистики. Данные отражают импорт каменного угля, который используется в электроэнергетике и металлургии; статистика не включает поставки бурого угля.
Родионов
Jan 3 at 16:55 🤑
За первые 10 месяцев 2024-го поставки российского газа в Европу выросли почти до 50 млрд кубометров (+25%), из которых 30,3 млрд было транспортировано по трубопроводам.
В результате доля газа из РФ в общем потреблении ЕС увеличилась до 25%. Это позволяет, следуя западным определениям, говорить об использовании «энергетического оружия». Однако вероятность применения такого рычага остается крайне низкой, поскольку речь идет о значительных доходах и дивидендах «Газпрома», из которых почти половина поступает зарубежным акционерам - включая держателей американских долговых расписок, а также крупнейшие европейские и американские пенсионные и инвестфонды.
Добавляет абсурдности и то, если посмотреть, кто входит в число основных покупателей российского газа в Европе. Примерно половина всех поставок (около 25 млрд кубометров) приходится на Францию, Испанию и Венгрию. Венгрия потребляет около 5 млрд кубометров, а оставшиеся 20 млрд поступают во Францию и Испанию, поддерживая их промышленность, включая оборонно-промышленный комплекс. Таким образом, в стоимости французских ракет SCALP, тяжелой артиллерии, систем ПВО и колесных танков, поставленных на Украину, а также испанских ЗРК, танков и БТРов, часть (около 2-3%) приходится на российские энергоносители.
Заработанные на экспорте газа средства возвращаются в виде дивидендов в страны, которые официально считаются недружественными. Объяснить такую торговлю исключительно стремлением к получению валютной выручки затруднительно, особенно учитывая, что расчеты в долларах, евро и фунтах блокируются санкциями.
Россия сталкивается с необходимостью выбора между корпоративными доходами и национальными интересами. Продолжение такой торговли фактически поддерживает экономику стран, которые проводят гибридную агрессию.
Актуален вопрос: не пора ли пересмотреть подход к экспортной политике, чтобы избежать подкрепления экономик государств, оказывающих военную поддержку Украине? Решение этой дилеммы может оказать серьезное влияние как на ход вооруженного противостояния, так и на долгосрочную экономическую безопасность России.
@nebrexnya