Рубрика от Вовы Милова...."да ты чё?"

Nov 23, 2024 00:01

🏎 Почему потребителям не стоит бояться повышения ключевой ставки




В ЦБ не считают значимым возможный проинфляционный эффект от повышения ставок, следует из аналитической записки, подготовленной его сотрудниками.
По их мнению, чем выше уровень ставки, тем меньше растут процентные расходы компаний, а соответственно меньше издержек нужно переносить на потребителей.
Если компании полностью перенесут прирост своих процентных расходов в цены конечной продукции, то повышение кредитных ставок на 1 п.п. может увеличить уровень цен лишь на 0,26 п.п.

*
В ЦБ не сочли значимым возможный проинфляционный эффект от повышения ставок

Отношение процентных расходов к себестоимости в целом по рынку невелико, за исключением отдельных серийных должников

На прошлой неделе сотрудники Центробанка опубликовали аналитическую записку «Процентные расходы российских компаний». Согласно ей, если компании полностью перенесут прирост своих процентных расходов в цены конечной продукции, то повышение кредитных ставок на 1 п.п. может увеличить уровень цен на 0,26 п.п. Как процентные расходы влияют на цены - в инфографике Frank Media.

Как отмечается в записке, проинфляционное влияние от повышения ставок зависит от их уровня. Чем выше уровень ставки, тем на меньшую величину вырастут процентные расходы и тем меньший прирост выручки требуется для поддержания прежнего уровня маржинальности, пишут сотрудники ЦБ.

В аналитической записке подсчеты велись по средней ставке рублевым корпоративным кредитам свыше 1 года в 2023 году. Она составляла 10,4% годовых. Повышение ставки на 1 п.п., то есть с 10,4 до 11,4%, приведет к росту процентных расходов компании на 9,6%. Для сохранения прежней маржинальности средней компании нужно будет увеличить выручку на 0,26%, что может привести к аналогичному росту уровня цен только при полном переносе издержек в цены.

Как отмечает ЦБ, масштаб потенциального эффекта в цены в действительности будет ниже. Во-первых, компании, чьи суммарная выручка и суммарная себестоимость составляют около трети от всего нефинансового сектора, по данным СПАРК, вообще не имеют процентных расходов. Во-вторых, в целом такой эффект в цены возможен только если спрос не реагирует, а другие каналы трансмиссии денежно-кредитной политики (ДКП) не работают. «В масштабах экономики, да и ключевых отраслей, такая ситуация малореалистична», - пишут авторы.

Более того, помимо процентных расходов у компаний есть еще процентные доходы. Для некоторых из них рост процентной ставки приведет не к накоплению, а к снижению чистого долга, утверждают сотрудники ЦБ. Более того, при длительном цикле повышения ставок компании с высокой долговой нагрузкой, вероятно, потеряют рыночную долю в пользу менее закредитованных и более эффективных. «Таким образом, будет происходить перераспределение ресурсов в пользу более эффективных игроков, что в свою очередь снижает значимость канала издержек на уровне экономики в целом», - отмечается в записке.

Жесткая ДКП сдерживает эффект на цены через ограничение спроса и замедление роста других компонентов себестоимости продукции. «Ее дезинфляционный эффект, как показано в литературе, с запасом перекрывает потенциальные эффекты канала издержек на цены», - отметили сотрудники ЦБ. В результате общий рост цен при повышении процентных ставок замедляется, несмотря на проинфляционное действие канала издержек. Кроме того, даже потенциальный эффект канала издержек - краткосрочный. Процентные издержки снижаются при смягчении ДКП. В отличие от них, длительная высокая инфляция гораздо опаснее в долгосрочном периоде для роста издержек и торможения инвестиционной активности, подытоживается в записке.

Безпроцентный рынок и серийные должники

Отношение процентных расходов к себестоимости продаж в среднем в экономике составило 3,1% в 2023 году. Этот уровень оставался стабильным на протяжение четырех лет: за 2019-2023 годы показатель менялся в диапазоне 2,5-3,3% от года к году, следует из анализа данных СПАРК.

При этом медиана - значимо ниже среднего - около 1%. Как объясняют авторы, это означает, что пока половина компаний поддерживают свою процентную нагрузку на уровне около 1% и менее от объема основных расходов на производство, у отдельных компаний есть «большие и очень большие процентные расходы». «Именно они находятся в зоне риска неплатежеспособности по своим долгам при ужесточении денежно-кредитных условий», - пишут авторы.

В потребительских отраслях, ценообразование в которых быстрее отражается на потребительских ценах, процентные расходы равны лишь 2,4% себестоимости. То есть даже потенциально при повышении кредитной ставки на 1 п.п. эффект в цены составит около 0,19 п.п, отдельно отметили сотрудники ЦБ.

В этой статистике не учитывались компании без долговой нагрузки. Если включить их в выборку, то средняя доля процентных расходов в себестоимости снизится до 2,4% в 2023 году для всей экономики.

Михаил Масеев
21.11.2024, 14:19
@frank_media


***
Проинфляционность ставки доказана🥱







СказкиДляДебилов, ЖизньНалаживается, Стабилизец, Экономика, ФАКТ., Хроника Мутного Времени, Цены

Previous post Next post
Up