Пересказываем исследование российских демографов о проблемах антиалкогольной политики
В 2019 году Россия заняла третье место по уровню смертности от алкогольных отравлений среди мужчин - 18,4 на 100 тысяч человек. Этот показатель был выше только у Беларуси (27) и Монголии (23,3).
Ученые считают, что такой высокий уровень - следствие неудачи антиалкогольной политики.
Демографы
Елена Чурилова и Евгений Андреев из НИУ ВШЭ изучили, как за последние 150 лет в России государство пыталось снизить влияние алкоголя на здоровье мужчин. Для этого они использовали стандартизированные индексы смертности от алкогольных отравлений и внешних причин. Спойлер: получалось у государства крайне редко.
● 1870-1917 годы
С 1870 года в России появилась статистика смертности от алкоголя - и до 1894-го уровень смертности оставался стабильным. В это время часто повышались акцизы, но потребление алкоголя не снижалось - процветал нелегальный рынок.
С 1894 года данные об алкогольной смертности фрагментарны. Но даже они не показывают снижение смертности, несмотря на введение запретов и ограничений. Например, на время мобилизации торговля алкоголем прекращалась, а с 1914 года и до окончания Первой мировой войны был введен сухой закон. Под запрет попала торговля водкой, водочными изделиями и виноградным вином.
● 1917-1940 годы
Советская власть продолжила курс царского правительства на «борьбу с пьянством», а снятие сухого закона произошло только в 1925-м. Впрочем, уже в 1921-м была разрешена продажа вина.
Весь период до 1925-го шел под знаменем борьбы против самогоноварения - им занималось почти каждое десятое крестьянское хозяйство. После 1925-го вся торговля крепким алкоголем перешла в руки государства. В декабре Сталин связал необходимость отмены сухого закона с задачами индустриализации.
Потребление алкоголя в стране оказалось на уровне середины 1890-х.
Уже в 1930 году Сталин признался, что экономическая цель отмены сухого закона достигнута не была.
● 1947-1984 годы
Прямого влияния Второй мировой войны на потребление алкоголя в России не было: смертность от алкогольных отравлений и внешних причин среди мужчин была стабильной почти 20 лет после окончания войны.
Скачок смертности от алкоголя после 1965-го ученые связывают с ростом зарплат на предприятиях. Доходы выросли, а товаров больше не стало - особенно в дорогом сегменте. В итоге люди покупали более дешевые товары низкого качества.
«Покупка не радовала, но на оставшиеся деньги можно было пригласить родственников и друзей и устроить праздник, - замечают ученые. - Отмечали дни рождения, государственные и традиционные праздники, в том числе неодобряемые государством. Стали гораздо шумнее “гулять свадьбы” и поминать умерших».
● 1985-1991 годы
В 1985 году начала действовать антиалкогольная программа. Производство сократилось, а продавать алкоголь разрешалось в рабочие дни с 14 до 19 часов и только в специальных магазинах.
В итоге смертность от внешних причин начала быстро снижаться, а с марта 1986-го начало расти число родившихся - демографические последствия оказались положительными. Но уже в 1988 году смертность от внешних причин среди мужчин начала расти вновь, хотя от алкогольных отравлений продолжала снижаться.
● 1992-2021 годы
Подъем уровня смертности от алкогольных отравлений в 1992-1993 годы оказался сильнее, чем падение в 1985-1987 годах. Дело в том, что ограничения на торговлю алкоголем практически исчезли.
«В период антиалкогольной кампании люди, склонные к опасному потреблению алкоголя, но существенно ограниченные в возможности его потреблять, сохраняли свою жизнь много дольше, чем в условиях, существовавших до кампании. Но как только доступ к алкоголю стал даже более свободным, чем до 1985 года, их смертность резко возросла», - пишут исследователи.
В 2004 смертность от алкогольных отравлений и внешних причин начала снижаться. Но это связано не с законами, а улучшением уровня жизни. У людей появилась возможность тратить деньги на желаемые товары и услуги, а не празднества, чего были лишены граждане СССР в 1960-х.
В середине 2000-х в России началась антиалкогольная кампания. Поначалу она была эффективной, но в последнее время работает лишь формально. Почему это произошло -
читайте в нашем исследовании.
● Каковы итоги
За полуторавековой период успешными были только две меры - сухой закон 1914 года и антиалкогольная кампания в 1985-м. Одна из главных причин неудач антиалкогольной политики в России - неясность целей. О них сообщалось не всегда, а задекларированные зачастую отличались от реальных.
Если быть точным
Nov 14 at 18:28