= Прихватизируй это: масштабы новой волны распродажи госсобственности могут достичь 2,5 трлн руб.

Oct 27, 2024 19:34

Хороший разбор на тему, почему намечающаяся в России приватизация - плохое экономическое решение прямо сейчас. Однако авторы разбора не учитывают, что приватизацию собираться проводить не ради повышения эффективности управления или даже наполнения бюджета, а ради перераспределения госсобственности в нужные руки. То же самое сейчас происходит под соусом деприватизации/национализации, когда чужие частные активы передаются в руки умаровых-кремлевых, ковальчуков-кириенко, кадыровых, хуснуллиных и так далее.




🪚 Минфин увеличил доходы от приватизации в 2024 г. почти в 2 раза: с 29 до 50 млрд руб. Ранее министерство рассчитывало на получение 100 млрд руб. В бюджете на 2025 г. пока заложены скромные 5,5 млрд руб., но планы по приватизации у Минфина значимые.

Ранее министерство составило список из 30 госкомпаний на продажу. Перечень не публиковался, но некоторые активы упоминали чиновники. «Равенство» отследило эти сообщения и составило список таких госкомпаний и госбанков.

Их собственный капитал более 16,9 трлн руб., годовая выручка - 12,6 трлн руб., а общая стоимость - свыше 7 трлн руб. Если государство сократит в них долю до 50%, то масштаб такой приватизации может превысить 2,5 трлн руб.

В частности Минфин рассчитывает, что до 2030 г. четыре госкомпании проведут на бирже первичное размещение акций, еще шесть - вторичное, рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев. «Первой ласточкой» будет госкорпорация Дом.РФ, добавил он.

Самый крупный актив - ОАО «РЖД» , стоимость которого более 2 трлн руб. К нему давно присматривается топ-менеджмент и олигархи.

Среди крупных объектов назывались Башнефть (519 млрд руб.), Алроса (551 млрд), Русгидро (341 млрд), а также ОАК, ОСК, Совкомфлот (324 млрд), Ростелеком (316 млрд), Аэрофлот и др.

Государство может снизить участие в ВТБ, Газпромбанке и Почта банке. Не исключена и продажа долей Россельхозбанка, Промсвязьбанка.

Хотя приватизация поможет пополнить бюджет, в длительной перспективе отрицательный эффект перекрывает плюсы. Ведь управление активами будет еще дальше смещаться от общественно важных целей к частным интересам наживы немногих - топ-менеджеров и акционеров.

В результате приватизация РЖД приведет к росту тарифов перевозки, Дома.РФ - удорожанию ипотеки, Русгидро и Россетей - росту тарифов на электроэнергию, Аэрофлота - росту цен на авиабилеты, госбанков - росту процентных ставок и т.д.

Моисеев отмахивается, что дескать, для госкомпаний предусмотрены KPI, но это выглядит слабым аргументом, учитывая, насколько формально они рисуются и легко не соблюдаются.

Разговоры про "эффективность" частных собственников уже 30 лет звучат как плохой анекдот. Но власти упорно продолжают обосновывать этим свои решения.

Нельзя сказать, что оставшиеся в госсобственности предприятия управляются идеально. Многие нуждаются в модернизации, основные средства устарели, а рядовой персонал не отличается энтузиазмом из-за высокого неравенства в зарплатах. Но зачастую это связано как раз с тем, что рыночные интересы личной выгоды разъедают институт.

Среди ярких иллюстраций на этот счет недавний скандал президента Сбербанка Германа Грефа с таксистами в аэропорту Горно-Алтайска, которых он разгонял со словами: «Я собственник этого аэропорта, а ты кто?!» Уже и министры у нас рядятся в капиталисты и открыто воспринимают свои структуры как частные лавочки. «Минфин, как любая корпорация, принимает решения исходя из их эффективности», - заявил Моисеев.

Дальнейшее наступление рынка лишь усугубит положение, поскольку контролеры финансовых потоков будут еще наглее в присвоении созданной трудом стоимости и присовении ренты положения.

Второй момент, который делает продажу активов невыгодной для государства даже как для капиталиста, - это существенная недооцененность активов. С начала 2024 г. фондовый рынок России потерял 14%, а с начала 2022 - 30%.

Рыночная капитализация Аэрофлота составляет лишь 46% от годовой выручки, Русгидро - 45%, Башнефти - 37%, Ростелекома - 35%, Россетей - 26%, Транснефти - 16%. Для сравнения: капитализация Boeing, который из-за ряда проблем с начала года потерял 40% стоимости, составляет $97 млрд, что на 39% выше выручки.

👁‍🗨 Мнение. Поощрение всего, что работает на долгосрочные интересы общества, и сдерживание частных интересов наживы, в общем обобществление вместо приватизации - такой принцип с большей вероятностью повысил бы качество управления экономикой. Но какие институты могли бы стать проводником этого принципа, увы, пока загадка.

@ravenstvomedia

ЖизньНалаживается, Стабилизец, Ручное управление, Хроника Мутного Времени, Цап-царап, Есть чем «гордиться»...

Previous post Next post
Up