Украина, Тайвань, Израиль, хуситы, обострение на Ближнем Востоке … Собираются ли США милитаризироваться и вступать в вооруженные конфликты? Нет, происходит демилитаризация, если анализировать военный бюджет.
Доля расходов на оборону в 2024 достигла минимума с 1940 года без признаков расширения (3.6% от ВВП на 2кв24).
• В 1940 доля расходов была 2.7% и выросла до 43% (!!) к 1943-1944.
• Корейская война - увеличение с 7.6% в 1950 до 16% в 1953.
• Вьетнамская война - в среднем 8.8% с пиком 11.1% в 1967.
• Обострение Холодной войны с СССР в середине 80-х - увеличение с 6 до 8%.
• Ближневосточный рейд (Афганистан, Ирак) - увеличение с 3.9 до 5.5% на пике в 2010.
Интересуют именно ударные компоненты - вооружение, техника и боеприпасы.
Если сравнивать годовые расходы на 2кв24 к 4кв21 расклад следующий:
• Воздушные аппараты: снижение на 6.6% по номиналу, снижение на 12.1% с учетом инфляции (применяется специфический дефлятор для конкретного военного оборудования, а не общеэкономический). Эта категория волатильная, но в целом стагнация более 10 лет.
• акеты: рост на 2.4% по номиналу, снижение на 2.7% в реальном выражении (далее второе значение с учетом инфляции), стагнация более 10 лет.
• Корабли: рост на 9.8%, снижение на 3.4% (пик расходов в 2020, с 2021 нисходящая траектория).
• Бронетехника и военная техника: снижение на 6%, сокращение на 10.5% (пик расходов в 2010, сейчас в 2.5 раза меньше).
• Электроника: снижение на 4.5%, существенное сокращение на 15% (пик расходов в 2009, сейчас вдвое меньше).
• Оружие и прочие виды оборудования: рост на 4.1%, снижение на 5% (пик расходов в 2010, сейчас на 20% ниже).
• Боеприпасы: существенный рост на 28.8% по номиналу и +13.8% с учетом инфляции (пик расходов в 2020, сейчас на 10% ниже и уровень 2007-2008).
Совокупные расходы на ударный компонент сократились на 0.3% по номиналу и минус 8.6% с учетом инфляции.
2.5 года достаточный срок, чтобы при необходимости поставить экономику на военные рельсы, но никаких признаков подобного в оборонном бюджете США не наблюдается.
Единственная растущая категория - боеприпасы, видимо из-за производства артиллерийских снарядов и ракет для ПЗРК, ПТРК, но даже в рамках этой категории расходы на 10% ниже, чем в 2020 и скорее соответствуют 5-летним синусоидальным циклам накопления/распределения запасов.
Весь рост оборонных расходов обусловлен выплатами персоналу, сервисными операциями и интеллектуальной собственностью, но именно физическое оружие, техника и боеприпасы имеют тенденцию на сокращение.
Paul Spydell
Sep 27 at 08:30 *
Чистые процентные расходы консолидированного бюджета США достигли рекордных 1.2 трлн на 2кв24 в годовом выражении.
До начала цикла ужесточения ДКП в 1кв22 чистые процентные расходы были почти вдвое меньше - 617 млрд.
Под чистыми процентными расходами понимаются валовые процентные платежи минус совокупные доходы от активов (процентные платежи, аренда, роялти и дивиденды) для консолидированного бюджета США, объединяющего федеральное правительство, штаты и местные органы самоуправления.
Относительно ВВП чистые процентные расходы выросли до 4.13% - максимум с 4кв97, а наибольшая нагрузка на бюджет была в 1992 году - 4.8%.
Уровень чистых процентных расходов к ВВП выше 4.4% поддерживался почти 4 года до 1996, а уровень 4.1% и выше был в период с 3кв84 по 4кв97 (более 14 лет).
С 2000 по 2007 средние чистые процентные расходы были 3% из-за накопленного эффекта нормализации бюджетной политики (снижение дефицита) при интенсивном росте экономики.
С 2010 по 2019 в среднем нагрузка составила почти 2.8% к ВВП и 2.95% в 2017-2019 (сопоставимо с 2000-2007) из-за политики нулевой ставки и завершении процедуры рефинансирования среднесрочного и долгосрочного долга, которая как раз длилась более 7 лет.
В 2020-2021 чистые процентные расходы снизились до 2.7% из-за провала доходности по трежерис на фоне профицита ликвидности и масштабного QE с возвратом дивидендов от ФРС в объеме до 140-150 млрд за год.
Относительно комфортный уровень процентной нагрузки для Минфина США - около 3%, сейчас на 1.1 п.п. выше, при этом уровень 4.1% и более был на протяжении 14 лет.
Объем госдолга, структура долга, ежегодная потребность в заимствованиях на 2 трлн и более, траектория процентных ставок не позволяет нормализовать процентную нагрузку длительный период времени, даже если ФРС в 2025 снизит ставки почти до нуля.
Сейчас чистые процентные расходы составляют 15.1% от доходов консолидированного бюджета и 12.2% от расходов vs 11.5 и 9.7% соответственно в 2019 году.
Paul Spydell
Sep 27 at 12:39