Я писал, что Путину несказанно повезло с ценами на нефть и то, сколько получал Путин от экспорта нефти, кратно превышало доходы СССР (при том, что население России - это примерно половина населения СССР).
Вот картинка на основании данных BP Statistical Review of Enerrgy (которое теперь уже делается не BP).
Это не совсем точный расчет, экспорта нефти там нет, так что, я взял цифры добычи и потребления нефти, вычел одно из другого и умножил на текущую цену, пересчитанную в доллары 2022 года.
С СССР есть интересный момент - значительная часть экспорта шла в социалистические страны с оплатой в СЭВ-овских рублях. Я грубо предположил, что весь импорт этих стран шёл из СССР и показал отдельно ценность в полновесных долларах того, что СССР экспортировал вне соцлагеря и поверх того - то, что шло в соцлагерь. Понятно, что на это надо накладывать некоторый дисконт, по ряду оценок от 0.5 до 0.33, но делайте эти предположения сами.
И чтобы два раза не вставать, еще одна картинка - ценность нетто-экспорта нефти Великобритании. Сначала в глубоком минусе, начиная с 1980 года в изрядном плюсе, в последние годы снова в минусе. На пике, в 1985 году ценность этого нетто-экспорта составляла 2.2% ВВП. Это к вопросу о том, почему британская экономика так расцвела при Тэтчер, сколько в этом было ее гения, а сколько везения.
У СССР этот пик был в 1980 году и ценность нефтяного экспорта без поправки на дисконт для экспорта в соц.страны составляла 4.3% ВВП. В общем-то не так, чтобы радикально больше, чем у Британии.
Sergey Vakulenko
Aug 3 at 13:18 *
И еще две интересная и важная картинка.
Огромная экспортная нефтяная выручка путинской России по сравнению с советской образовалась еще и потому, что резко упало потребление.
Современная Россия добывает нефти примерно столько же, сколько СССР в середине 1980-х, а экспортирует примерно вдвое больше.
Основных причин здесь несколько:
1. в советские времена нефть потреблялась в значительно большей стране с почти вдвое большим населением
2. СССР был чудовищно расточителен и совершенно не считал денег, когда дело касалось потребления нефти. Выливалось это и в странные вещи вроде использования сельскими механизаторами комбайнов и тракторов в качестве личного автотранспорта, и в дизайне советской автомобильной техники (расход топлива достаточно распространенных ЗиЛ-157 и ГАЗ-66 достигал 60л на 100 км, это были специализированные грузовики с высокой проходимостью, но их широко использовали и просто так, вместо ЗиЛ-130 и ГАЗ-53 с вдове меньшим расходом), и в социальных программах, вроде развития местной авиации, когда существовали регулярные авиарейсы, в том числе, и на прожорливых вертолетах, не только в райцентры, но даже в крупные села. Помните Валико Мизандари по прозвищу Мимино?
Очень много топлива расходовала и армия на вещи вроде масштабных учений.
С крахом СССР это расточительство прекратилось.
3. Резкий экономический спад и изменение характера экономики тоже привело к значительному снижению потребления нефти
4. Технический прогресс и внедрение современных технологий и машин тоже снижает потребление нефти
Опять-таки, для сравнения на паре графиков после поста - подушевое потребление нефти в СССР, России (включая последние годы советского периода) и Великобритании. Заметим, что Российское потребление было больше, чем среднесоюзное. Еще заметим, что энергетический кризис 1973-го года резко изменил паттерн в Великобритании, а СССР его практически не заметил.
А для того, чтобы этот уровень потребления нефти было, с чем соотнести, еще парочка картинок - уровень автомобилизации. Даже к концу советского строя количество автомобилей в СССР (как в личном, так и в государственном владении) было просто несопоставимо с европейским (и уж тем более с американским). Интересно, что и по грузовому автотранспорту СССР отставал достаточно сильно.
А что еще любопытно, не сказать, что в СССР было так уж много автобусов - примерно 1 на 1000 человек, причем этот уровень замечательно стабилен и по нынешний день и сопоставим с нынешним британским.
Sergey Vakulenko
Aug 3 at 18:55