ПЕРЕГРЕВ ЭКОНОМИКИ РФ ВО 2К24, СКОРЕЕ ВСЕГО, ЕЩЁ БОЛЬШЕ УСИЛИЛСЯ

Jul 23, 2024 22:42




И ещё один индикатор того, что перегрев экономики РФ во 2К24, скорее всего, продолжал усиливаться. Это оценки загрузки производственных мощностей, которые содержатся в Мониторинге предприятий Банка России. Загрузка мощностей в экономике в целом увеличилась во 2К24 до 80.8%, что является вторым максимальным значением за все время наблюдений с 2002г (абсолютный максимум был в 3К23). Исторического максимума загрузка мощностей достигла в обрабатывающей промышленности (76.6%), в строительном секторе (79.2%), сельском хозяйстве (82.7%), розничной торговле (85.2%).

Интересно, что динамика загрузки мощностей весьма неплохо коррелирует с динамикой инфляции: именно на 3К23, когда загрузка была на максимуме, пришёлся наиболее сильный инфляционные всплеск. Далее два квартала загрузка мощностей немного снижалась, одновременно ослабло и ценовое давление. А в 2К24 загрузка мощностей вновь возросла, и одновременно мы увидели мощный инфляционный всплеск.

MMI
Jul 23 at 08:59


*
ЦМАКП о негативном воздействии высокой ключевой ставки ЦБ на экономику России:

«Скорее всего, выбранный ЦБ способ реагирования, связанный с резким подъёмом и длительным удержанием высокой ключевой ставки, представляется чрезмерно «издержечной» в плане негативного влияния на инвестиции и выпуск при ограниченном эффекте с точки зрения замедления инфляции.

- Общее дестимулирование инвестиционной деятельности, которое неизбежно в ситуации, когда доходность «безрискового» актива» превышает доходность бизнеса.

- Эффект «навязывания стагнации»: «жёсткая процентная политика - дестимулирование частных инвестиций - торможение роста мощностей - торможение потенциального ВВП - положительный разрыв выпуска - жесткая процентная политика».

- Структурный эффект перехода к самофинансированию инвестиций. Инвестиции выталкиваются в рентные, быстро оборачиваемые и «государственные» отрасли с ограниченным потенциалом роста.

- Выталкивание в огосударствление экономики: поддерживаемые государством деятельности / бизнесы получают преференции. Отсюда - риск формирования замкнутой «госэкономики» с отделёнными каналами финансирования.

- Возможное выдавливание производственной активности в дружественные / нейтральные страны с дешёвым кредитом.

- Возможный рост неплатежей по кредитам со стороны закредитованных заёмщиков (прежде всего в потребительском кредитовании), чья платежеспособность зависит от возможности привлечения новых кредитов для погашения ранее накопленного долга и оплаты других необходимых расходов.

- Возможность «схлопывания» ценового пузыря на рынке жилой недвижимости, ведущего к резкому сокращению объёма вводов нового многоквартирного жилья, банкротству некоторых застройщиков (немассовому) и снижению занятости в секторе жилищного строительства.

- Рост нагрузки на бюджет - процентные платежи по долгу и вынужденное дополнительное финансирование или отмена / рационирование программ, предусматривающих софинансирование ставок. Непонятно, «потянут» ли необходимое дополнительное финансирование регионы, где субсидирование ставок (в том числе в рамках поддержки малого и среднего производственного бизнеса) - одна из основ экономической политики, или нас ждёт сворачивание программ поддержки бизнеса.

- Риск отмены государственных инвестиционных проектов по мотиву отсутствия частного софинансирования (в силу снижения привлекательности инвестирования в условиях роста «безрискового дохода» от держания денег)».

Proeconomics

ЖизньНалаживается, Стабилизец, Экономика, Ручное управление, НагляднО

Previous post Next post
Up