Китай усилил контроль за продаваемыми в Россию товарами
Китайские таможенники досматривают все отправляемые в Россию контейнеры, жалуются импортеры
VCG / ТАСС
Китай с 1 июля ввел экспортный контроль над широким ассортиментом продукции, которая может использоваться в военной промышленности и товарах двойного назначения. Такое решение 30 мая
приняло Министерство торговли КНР. В список попали оборудование, программное обеспечение, технологии, запчасти, комплектующие, двигатели для авиации и космонавтики; все необходимое для производства газовых турбин; часть оборудования и софта для литейной и металлургической промышленности; любая проектная и технологическая документация для этих отраслей. Теперь для экспорта этой продукции нужно разрешение министерства коммерции (например, для авиации и космонавтики), либо лицензия на экспорт товаров двойного назначения (например, для оборудования и технологий производства жаропрочных сплавов).
Новые требования вводятся для всех экспортеров, но они уже затруднили доставку в Россию промышленного оборудования и техники, жалуются российские импортеры. Некоторые из них уже столкнулись из-за этого с проблемами.
«Первое, что отразится практически на всех поставках в Россию, - это затягивание сроков. Теперь гораздо больше грузов будут досматриваться таможенниками», - рассказывает импортер промышленного оборудования. Раньше у него досматривали «хорошо если один контейнер из 50», а на этой неделе досмотрели абсолютно все контейнеры, хотя в них находились товары, не попадающие в список для контроля. Больше досмотров - больше документов и нагрузки на таможенников, дольше оформление, соглашается другой импортер, он поставляет в Россию изделия из металла. Все задержки и дополнительные расходы повысят стоимость доставки грузов и их цены.
Кроме того, досмотры ставят под угрозу серые и черные схемы поставок - когда под видом одной продукции декларируется другая - например, запчасти к самолетам едут как пластиковые тазики или вообще не декларируется часть груза, говорит собеседник The Moscow Times: «Признаем честно - по кривым схемам в Россию сейчас въезжает огромный объем импорта, и если эти схемы сломаются, мы многого лишимся или будем платить больше».
Некоторые внешнеторговые компании надеются, что встреча Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином на саммите ШОС позволит решить эту проблему в поставках. Но менеджер логистической компании напоминает, как не оправдались надежды на то, что их предыдущая встреча (в середине мая Путин посетил Пекин) поможет решить проблемы с расчетами за китайские товары: проблема обсуждалась, но после той встречи платить стало намного сложнее. «Как бы и тут такого не было», - опасается он.
05.07.2024 *
Казахстан начал задерживать российские фуры с товарами из Европы
Андрей Никеричев / Агентство «Москва»
В Казахстане с 1 июля начали задерживать фуры российских грузоперевозчиков, которые везут в страну европейские товары на полуприцепах компаний из стран ЕС. Об этом
пишет РБК со ссылкой на имеющееся в распоряжении редакции обращение Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Минтранс.
Согласно тексту письма, транспортные средства задерживают в связи с применением «новых ограничений». «Полуприцепы задерживаются даже в казахстанских таможенных органах назначения после выгрузки товаров», - сказано в обращении.
Подобные действия создают препятствия для эффективного применения механизма перецепки или перегрузки, который действует в России в сфере автомобильных международных грузоперевозок с 2022 года, отмечают авторы документа: «Тогда правительство ввело ответный запрет на въезд на территорию России европейских грузоперевозчиков, одновременно разрешив перецепку/перегрузку товаров с их фур на автомобили российских и белорусских компаний на пограничных терминалах. Далее уже российские и белорусские компании везут грузы транзитом по России и после этого - в Казахстан». Аналогичный механизм перецепки с апреля 2022 года действует на границе стран ЕС и Беларуси.
В АСМАП говорят, что казахстанские ограничения препятствуют обратной загрузке полуприцепов, зарегистрированных вне государств - членов ЕАЭС, и принятых от перевозчиков - резидентов данных государств после перецепки. «Всего было задержано более 20 российских автопоездов, но сведения о номерах ТС, маршруте перевозки у нас в настоящее время имеются по шести», - рассказал РБК заместитель гендиректора ассоциации Евгений Антипов. По его словам, помимо полуприцепов задерживают также тягачи.
Согласно обращению АСМАП, об ограничениях Казахстан предупреждал в июне. Из заявления Минфина страны следует, что перецепка временно ввезенных на территорию ЕАЭС иностранных полуприцепов нарушает положения Таможенного кодекса. Также казахстанское законодательство не разрешает передачу временно ввезенных машин иным лицам. Исключение составляют ситуации, при которых завершение перевозки приравнено к вывозу машины с таможенной территории ЕАЭС. При этом обратная загрузка полуприцепов для вывоза товаров из Казахстана уже запрещена, равно как и повторный ввоз таких полуприцепов с товарами на территорию страны.
В АСМАП говорят, что обратный вывоз полуприцепа - это и есть завершение процедуры его временного ввоза, а повторный ввоз в таком случае необходимо рассматривать в качестве новой транспортной операции.
Перевозка товаров из Европы в рамках механизма перецепки регламентирована договоренностью между Москвой и Астаной, согласно которой до начала 2025 года действует мораторий на запрет перевозки, но в связи с задержаниями грузоперевозчиков договоренность была нарушена, считают в АСМАП.
В сентябре 2022 года
перевозчики уже сообщали о проблемах с механизмом перецепки в Казахстане. Тогда казахстанские власти задержали не менее восьми российских фур с товарами из Европы. У водителей требовали разрешение, которое должен был получить иностранный перевозчик, передавший товар российской стороне. В АСМАП в свою очередь заявляли, что при перецепке компании не передают документы друг другу, а требование противоречит соглашению о международном автомобильном сообщении. В связи с произошедшим Минтранс РФ обращался в Мининдустрии и инфраструктурного развития Казахстана с просьбой отпустить фуры.
Весной 2022-го у перевозчиков из РФ тоже возникали проблемы с доставкой товаров в Казахстан. Тогда Астана запретила возить грузы компаниям из стран, отличным от государства первого перевозчика: если груз из Европы - везти его должна компания из ЕС. Однако в июне Казахстан до конца года отменил требование о запрете «перецепки», объяснив это жестом «доброй воли».
05.07.2024 *
На Мосбирже начались проблемы с турецкими лирами из-за санкций США
«Карточный домик» российского валютного рынка продолжает постепенно осыпаться из-за санкций США против Московской биржи, которые покончили с эпохой полноценных валютных торгов в России.
Вслед за остановкой операций с долларами США, евро и гонконгскими долларами на бирже возникли проблемы с турецкой лирой, сообщили в пятницу российские брокеры.
БКС - крупнейший небанковский брокер в стране - объявил, что временно остановил для своих клиентов операции с лирами на биржевом рынке. По словам представителя компании, это решение связано с американскими санкциями против Национального клирингового центра - ключевой расчетной «дочки» биржи, ответственной за регистрацию всех сделок. Из-за санкций увеличилось время ввода и вывода валюты, а также расчетов в сделках с лирой,
рассказал представитель БКС «Ведомостям».
В «Финаме» подтвердили проблемы с лирами, торги которыми биржа вела с 2018 года. «Сложности присутствуют», - признал руководитель управления развития клиентского сервиса компании Дмитрий Леснов.
По его словам, «Финам» в ближайшее время будет анализировать ситуацию и не исключает, что также будет вынужден прекратить торги лирой. «Можно ожидать, что такие решения могут принять и другие профучастники», - сказал Леснов «РИА Новости». ВТБ и ТБанк
сообщили РБК, что продолжают операции в лирах и ограничений вводить не планируют.
Объем операций в лирах, который в прошлом году достигал рекордных 50 млрд рублей в месяц, сжался до ничтожных 20-30 млн рублей в день. Дело в том, что турецкие банки практически полностью свернули операции с Россией,
рассказала Deutsche Welle представитель одной из логистических компаний. По ее словам, в прошлом году российские импортеры использовали лиры для оплаты товаров из Турции, но этой практике пришел конец из-за ужесточения американских финансовых санкций в конце прошлого года. Теперь турецкие банки опасаются вторичных мер - санкций за нарушение санкционного режима, указывает источник DW.
Такие же риски несут и китайские банки, присутствие которых позволяет торговать на бирже юанями,
предупреждает аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. ЦБ РФ учитывает риски, что юаневые торги также придется остановить, признала накануне глава регулятора Эльвира Набиуллина.
В конце июня о проблемах с выводом юаней с Московской биржи
сообщали брокерская компания «Синара» и Сбербанк CIB - инвестиционная «дочке» крупнейшего российского госбанка. Дополнительные сложности в операциях с китайской валютой может принести отказ Вank of China прекратить работу с попавшими под санкции банками РФ, писали аналитики «Сбер CIB».
В ЦБ уже готовятся к сценарию, при котором биржевые торги юанем придется остановить так же, как это случилось с долларом и евро. Скорее всего, китайские банки
будут постепенно сворачивать операции с Московской биржей и также попавшим под санкции Национальным клиринговым центром, рассказывал Bloomberg близкий к Центробанку источник.
05.07.2024 ***
"Что чувства добрые я лирой пробуждал"...(с)
Гойда!!!