Одним из ключевых барьеров на пути к экономическому росту
после развала социализма стали непомерно высокие ставки налогов,
установленные в федеральном законе «Об основах налоговой системы в РФ», который был принят в декабре 1991 г.
Документ закрепил базовую ставку НДС на уровне в 28%, налог на прибыль - в размере 32%, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - в диапазоне от 12% до 40%, а также взносы в Пенсионный фонд и Фонд занятости на уровне в 28% и 2% соответственно. С 1993 г. ставка НДС была снижена до 20%, однако при этом добавилось два новых взноса - в Фонд социального (5,4%) и Фонд обязательного медицинского страхования (3,6%). В 1994 г. ставка налога на прибыль была повышена до 38%, а в 1995 г. - понижена до 35%, но все равно оставалась высокой.
С помощью высоких налоговых ставок Правительство пыталось «залатать» дыру в бюджете, которую Россия унаследовала от позднесоветской эпохи:
по оценке Всемирного банка, дефицит бюджета РСФСР в 1991 г. достиг 30,9%, что близко к уровню Венесуэлы в 2018 г. Однако из-за высоких налоговых ставок бизнес «уходил в тень», что в итоге лишь осложняло балансировку бюджета: по оценке Института Гайдара, объем налоговых поступлений федерального бюджета снизился с 17,4% ВВП в 1992 г. до 9,1% ВВП в 1997 г.
Ситуацию изменила лишь налоговая реформа первой половины 2000-х, которая стала политически возможной после дефолта 1998 г. Переход к плоской шкале НДФЛ (13%); снижение базовой ставки налога на прибыль (до 24%) и НДС (до 18%); замена платежей во внебюджетные фонды на Единый социальный налог (со ставкой 26%) - все эти меры позволили не только сбалансировать федеральный бюджет, но и подстегнуть экономический рост, начавшийся в конце 1990-х.
Родионов *
Повышение НДФЛ и налога на прибыль не успел прокомментировать только ленивый, но, все же, стоит проговорить:
◼️ Переход к плоской шкале НДФЛ (13%) и радикальное снижение налога на прибыль (с 2002 г. - до 24%, а с 2009 г. - до 20%) были ключевыми составляющими реформ начала 2000-х, которые позволили подстегнуть начавшийся в конце 1990-х экономический рост. Рост налогов перечеркивает последние достижения той эпохи.
◼️ Нет более красноречивого индикатора положения в экономике, чем ситуация, при которой зарплата в $2200 в месяц считается «высокой».
◼️ Повышение НДФЛ не имеет ничего общего с социальной справедливостью: эта мера затрагивает средний класс, а не состоятельных граждан, живущих с дивидендов, продажи крупных пакетов акций и управления собственностью (хотя и в этом случае я - против повышения налогов).
◼️ В условиях санкций и высоких ставок чистая прибыль является основным источником капиталовложений для бизнеса; поэтому повышение налога на прибыль приведет к сокращению инвестиций и торможению деловой активности, и прежде всего - в «гражданских» секторах, заказчиком которых не является госсектор.
◼️ По оценке Минфина, изменения в налоговой системе позволят привлечь 2,6 трлн руб., а это - капля на фоне текущих обязательств федерального бюджета, особенно с учетом того, что поступления по НДФЛ направляются в бюджеты регионов. При сохранении действующих приоритетов госрасходов нынешнее повышение налогов станет далеко не последним.
#334477
Родионов