Экзит-поллы не ошиблись. Более того, победа оппозиционной коалиции с Дональдом Туском во главе, оказалась ещё убедительнее. У них 53% голосов против 36% у Партии закона и порядка, правившей восемь лет. ("Конфедерация", набравшая 7% голосов, могла бы поддержать ПЗП в формировании кабинета, но 36 +7 на 10 процентных пунктов меньше, чем у победителей).
Сторонники Туска назовут это победой демократии над авторитарной партии, но называть авторитарной партию, которая набрала 36% голосов и мирно передаёт власть победителям трудно. "Популистская", то есть с "авторитарными замашками". Что однозначно - это победа, после многих лет поражений, польского города над деревней. Как и у многих современных популистов по всему миру, у ПЗП основная поддержка была в сельской местности и небольших городах.
Также можно назвать это однозначной победой евроцентристского курса над изоляционистским. По Украине позиции партий не сильно различались - и те, и другие поддерживали и будут поддерживать и оборонные усилия Украины, и украинских беженцев.
Историю "польского экономического чуда" сейчас только начинают писать - это реально страна, догоняющая Западную Европу. Но в этой истории будет интересно, что, как когда-то Италия и Испания, а в других эпизодах - и Англия и Франция, устойчивый, многолетний рост был достигнут при меняющих друг друга очень разных партиях во власти.
**************
Сегодня на
Кремлёвском безбашеннике (текст писался вчера ночью, поэтому некоторые цифры неточны, но по сути изменений не произошло)
Событием выходных я бы назвал выборы в Польше, где бывший премьер и бывший президент Европейского Совета Дональд Туск с его «Гражданской коалицией» предпринял впечатляющую - и, насколько можно судить, успешную - попытку оттеснить от власти консервативную партию «Право и справедливость», формировавшую правительство с 2015 г. Выборы, привлекшие на участки больше всего польских избирателей за последние тридцать лет (
72,9%), стали образцом продуманной стратегии оппозиционных сил.
Прежде всего стоит отметить, что правящая популистская партия не только развернула разнузданную агитацию, но и назначила на день выборов референдум о доверии самой себе, предложив гражданам ответить
на заведомо провокационные вопросы типа «Поддерживаете ли вы принятие страной тысяч нелегальных мигрантов в рамках европейских программ помощи беженцам?», «Выступаете ли вы за продажу иностранным компаниям государственной собственности, которая приведёт к потере контроля над ключевыми секторами экономики?» и даже «Согласны ли вы с повышением пенсионного возраста?». Оппозиция выбрала единственно верный вариант, призвав своих сторонников не участвовать в плебисците - и «провалила» его, не допустив участия необходимых половины избирателей (всего на заданные вопросы ответили, по предварительным данным,
41,6% граждан).
Понимая, что в одиночку победить «ПиС» невозможно, «ГК» заключила альянс с новой левой партией («Левица») и Коалицией Третьего пути (партии по избирательному законодательству должны были набрать не менее 5%, коалиции - не менее 8%). Лидеры «ГК» предложили при этом своим сторонникам голосовать за союзные силы, т.к. именно от их прохождения в Сейм зависела судьба вероятной правящей коалиции. И этот план оказался успешным: и «Левица», и Коалиция Третьего пути преодолели барьеры, чем лишили «ПиС» большинства даже в условиях поддержки этой партии крайне консервативным объединением «Конфедерация». В результате «ГК», вероятнее всего, получает 32% голосов и 163 места в Сейме, Коалиция - 11% и 52 места, а «Левица» - 9-10% и 30 мест, что даёт союзникам контроль над 460-местным парламентом (в Сенате одна лишь «ГК» имеет абсолютное большинство).
Надо заметить, что оппозиция мобилизовывала своих сторонников
самыми разными методами: в частности, многие из них специально выезжали из Варшавы и других крупных городов в сельские районы, где каждый голос мог оказаться решающим в своём округе (в Польше действует довольно сложная система округов); за две недели до голосования в Варшаве прошла самая большая демонстрация со времён падения коммунизма, чьи участники выразили поддержку оппозиции, и т.д. Иначе говоря, восемь лет правления «ПиС» оказались достаточными для того, чтобы его оппоненты сумели полностью и эффективно мобилизоваться.
Конечно, Польша - это не Россия: там нет проблем с регистрацией партий и кандидатов, с работой наблюдателей и журналистов, как не применяется и пресловутое «дистанционное электронное голосование». Однако всё же я не могу не заметить, что популизму и «традиционным ценностям» можно противопоставить серьёзную гражданскую инициативу. Если, конечно, захотеть - но вот именно тут россияне и отличаются от поляков: они не верят в свои возможности и не имеют идеала, за который готовы бороться...
Inozemtsev Vladislav
Oct 17 at 00:32 ***
Итоговый расклад мест в польском Сейме.
248 мест у потенциальной проевропейской коалиции, для формирования правительства нужно 231 мандат.
Есть с запасом.
Сейчас Качинский, конечно, будет тянуть время и пытаться перекупить, развалить оппонентов, но вероятность этого минимальная.
К ноябрю в Польше впервые за последние восемь лет появится правительство, озабоченное повесткой евроинтеграции и модернизации страны.
P.S.
я переехал
https://augean-stables.livejournal.com/