Часть 1 - Закат нефтяной эпохи
Третье десятилетие XXI века уже очевидно станет переломным для мировой автомобильной промышленности, что неминуемо предвещает начало заката нефтяной эпохи уже в следующем десятилетии. Хотя темпы роста продаж автомобилей на новых источниках энергии демонстрируют двузначные темпы роста уже многие годы, вследствие низкой начальной базы, именно с наступлением двадцатых годов нынешнего века этот рост становится заметен в мировых масштабах.
Так, продажи электромобилей только на батареях (Battery Electric Vehicles, BEV) и подзаряжаемых гибридов (Plug-in Hybrids, PHEV) выросли в 2022 г. к уровню 2019 г.
в 4,6 раза до 10,5 млн автомобилей, а их доля в общем объеме продаж увеличилась с 2,5% до 13%. Еще более 12 млн автомобилей пришлось на не подзаряжаемые полные гибриды (
Full Hybrids) и так называемые мягкие гибриды (
Mild Hybrids). Таким образом доля продаж автомобилей, в той или иной степени использующих электротягу, составила в прошлом году внушительные 28%. И продолжит стремительно расти и дальше.
Рост продаж электромобилей в настоящее время ограничивается исключительно мощностями по производству батарей для них, а не дефицитом спроса, с которым как раз наоборот все хорошо. И в этом вопросе в последние два года также произошли кардинальные изменения. Если еще в 2019-2020 гг. ежегодный объем анонсированных инвестиций в производство батарей составлял менее $30 млрд, то уже в 2021 он составил $100 млрд,
а в прошлом году $131 млрд.
Уже объявленных объемов инвестиций достаточно для того, чтобы увеличить производство батарей для электромобилей к 2030 г. по сравнению с уровнем 2022 г. в 5 раз. Путем несложных математических вычислений это означает, что доля продаж электромобилей к 2030 г. превысит 65%. А с учетом того, что достигнутые высокие объемы инвестиций в производство батарей сохранятся еще как минимум несколько лет, доля электромобилей к 2030 г. может быть и существенно выше.
Из общего объема мировых продаж автомобилей примерно половина приходится на замену действующего парка, отправляемого на утилизацию, а вторая половина обеспечивает рост общего мирового автопарка. Таким образом, как только доля продаж электромобилей превысит 50%, начнется сокращение мирового автопарка автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), а следовательно, и сокращение потребления топлива легковыми автомобилями, на которые приходится более 25% мирового потребления нефти.
Кроме того, еще около 35% мирового потребления нефти приходится на грузовой транспорт и автобусы, и, по мере наращивания мощностей по выпуску батарей, в ближайшие годы можно ожидать резкое ускорения темпов внедрения электрогрузовиков и электробусов. Кроме этого, инвестиции в инфраструктуру также способствуют снижению потребления топлива грузовым автотранспортом: например, в Европе сейчас строится два сверхдлинных железнодорожных тоннеля, соединяющих
Францию и
Германию/Австрию с Италией, которые позволит убрать с дорог тысячи автомобилей, перевозящих грузы между странами, а также сократит авиаперелеты в пользу скоростного ЖД транспорта.
При этом фактор электромобилей будет далеко не единственным, предопределяющем сокращение объемов мирового потребления нефти. В последние два десятилетия основной рост потребления нефти в мире был обеспечен Китаем, где наблюдались двузначные темпы экономического роста вкупе с быстрым ростом населения, в то время как объемы потребления нефти в США в последние 20 лет были
относительно стабильными, несмотря на рост автопарка, благодаря росту эффективности ДВС, а в Европе объемы потребления нефти так и вообще
демонстрировали уверенное сокращение.
Однако экономика Китая демонстрирует резкое
замедление в последние годы и, вероятно, прекратит наращивать потребление нефти. Этому будет способствовать и то, что именно Китай является лидером по объемам производства и продаж электромобилей, а также то, что население Китае начало сокращаться в прошлом году и этот процесс существенно ускорится в 2030-е годы.
Начало ⤴️ Снижению потребления нефти также будет способствовать законодательное внедрение биотоплива по всему миру как в автомобильном транспорте,
так и авиационном (около 8% мирового потребления нефти). Кроме того, в мировом авиасекторе сейчас идет масштабное обновление авиапарка на самолеты новых поколений, которые существенно экономичнее машин, разработанных в 80-90 гг., цикл эксплуатации которых сейчас подходит к завершению.
Технологии сокращения потребления топлива не обойдут даже морские перевозки (около 7% мирового потребления нефти), возвращение парусов в которые может сократить
потребление топлива судами до 30%.
Кроме того, не стоит скидывать со счетов и появление новых технологий батарей. Так, в последние два года был осуществлен прорыв в технологиях натрий-ионных батарей, имеющих ряд преимуществ
по сравнению с литий-ионными, а также потенциально в два раза более низкую цену. Кроме того, эти батареи могут использовать тот же технологический процесс производства, что и литий-ионные и, соответственно, могут производиться на тех же мощностях, что позволит кратно сократить время их внедрения по сравнению с литий-ионными.
Таким образом, учитывая перечисленные выше тенденции, напрашивается очевидный вывод о том, что пик мирового потребления нефти будет достигнут уже в текущем десятилетии, а с началом следующего десятилетия начнется ускоряющееся сокращение объемов мирового потребления нефти. Это может кардинально изменить поведение участников нефтяного рынка, в первую очередь стран Персидского залива.
Согласно экономической теории, добытчик сырья всегда выбирает между тем, добыть ли ему больше сырья сейчас, или оставить сырье под землей для добычи в будущие периоды, если он ожидает сохранения спроса на свое. Именно поэтому страны ОПЕК+ сокращают объемы своей добычи, добиваясь более высоких цен на нефть.
Однако такая политика станет абсолютно бессмысленной в условиях устойчивого падения мирового потребления нефти, т.к. в будущем нефть станет не нужна. Сокращение ими добычи приведет лишь к потере ими рынка в пользу других стран и более дорогих технологий добычи нефти, таких как морская, сланцевая, или из нефтеносных песков, как в Канаде. При этом это не даст им никаких преимуществ в будущем, так как потребление нефти продолжит падать, а значит они в конечном итоге будут вынуждены полностью уйти с рынка, а более высокие цены на нефть будут лишь стимулировать переход на электротранспорт.
В результате страны Персидского залива могут быть вынуждены перейти к другой политике, которая сможет обеспечить им максимизацию денежного потока от запасов нефти в своих недрах. Им будет выгоднее увеличить объемы добычи, добившись снижения цен на нефть ниже уровня себестоимости добычи трудноизвлекаемой нефти, чтобы вытеснить ее с рынка. В итоге страны Персидского Залива смогут получить существенно более высокий суммарный денежный поток, чем в случае попыток ограничения добычи, в том числе благодаря замедлению перехода на электромобили из-за дешевизны ископаемого топлива.
Страны Персидского залива имеют неоспоримое преимущество по сравнению с другими добытчиками нефти, в том числе Россией (которая все
больше полагается на трудноизвлекаемую нефть), в виде чрезвычайно низкой себестоимости добычи всего в несколько долларов за баррель. Таким образом, они могут с лёгкостью позволить себе опустить цены на нефть к уровню около $40 за баррель, что сделает не окупаемыми инвестиции в альтернативные технологии добычи нефти и позволит арабам не только сохранить, но и увеличивать свою долю на сокращающемся нефтяном рынке, обеспечив себя нефтедолларами еще как минимум на несколько поколений.
Родина слонов
Sep 6 at 07:17 *
Часть 2 - Возобновляемая энергия
Как и в случае с темпами проникновения электромобилей, резко ускорившихся с началом этого десятилетия, возобновляемая энергетика также демонстрирует
резкое ускорение темпов роста. Со второй половины 2019 г. наблюдался существенный рост инвестиций в возобновляемую энергетику, который
резко ускорился к концу 2021 г. Основной причиной интереса инвесторов к ВИЭ становится то, что солнечная и ветровая генерация стали самым
дешевыми формами энергии, а значит и наиболее инвестиционно привлекательными. Так, например, ожидается, что объем инвестиций только в одну солнечную генерацию в этом году превысит объем всех
мировых инвестиций в добычу нефти.
Учитывая, что в период с 2010 до 2022 г. вклад возобновляемых источников энергии в совокупный рост объемов
выработки электроэнергии превысил 57%, то на фоне такого роста инвестиций можно ожидать, что в ближайшие годы возобновляемые источники энергии займут доминирующую роль в деле наращивания мирового уровня электрогенерации. А опережающие темпы развития солнечной и ветровой генерации по сравнению с предыдущими технологиями
производства электроэнергии указывают на то, что они обладают потенциалом для как минимум частичного вытеснения с рынка производства электроэнергии из ископаемого топлива.
Так, например в Европе этот тренд уже давно наблюдается и к 2022 г. возобновляемые источники энергии - ветер и солнце (даже без учета гидроэнергии),
стали основным источником электроэнергии. При этом тренд на быстрый рост возобновляемой энергии в Европе сохранится и дальше: Европа демонстрирует сейчас рекордные в своей истории темпы ввода солнечной генерации,
превышающие 50 ГВт мощностей в год. Таким образом, переход на ВИЭ в Европе - это уже не далекое мифическое будущее, а сложившийся тренд. Тем временем в России продолжают тосковать по взорванным Северным потокам и европейскому рынку газа, на который России
уже не суждено вернуться.
К этому тренду в скором времени присоединятся и США. Так, в ближайшие 12 месяцев там утроятся темпы ввода новых солнечных мощностей при сохранении стабильной динамики ввода ветровых, в результате чего впервые ожидается сокращение установленных мощностей по производству электроэнергии из ископаемых видов топлива. Следовательно США также, как и Европа, начнут сокращать использование ископаемого топлива для производства электроэнергии.
При этом, несмотря на такие успехи Европы и США, мировым лидером по объемам ввода ВИЭ является Китай. Несмотря на это, темпы роста потребления электроэнергии там превышают возможности генерации новых мощностей ВИЭ, в результате Китай пока что продолжает наращивать производство электроэнергии из ископаемого топлива, в основном угля. Однако резкое замедление темпов роста китайской экономики и начало сокращения населения в Поднебесной, вкупе с планами по дальнейшему увеличению объемов ввода ВИЭ и атомной генерации, также могут привести к тому, что ВИЭ начнут вытеснять в Китае традиционную тепловую генерацию.
Развитие ВИЭ, однако, ставит вопрос о необходимости строительства мощностей по аккумулированию электроэнергии. И здесь также наблюдаются значительные инвестиций и увеличение вводов таких мощностей. Так, на Китай, в котором по состоянию на май текущего года было 50 ГВт мощностей ГАЭС (гидроаккумулирующих электростанций), приходится 30% всех установленных таких мощностей в мире. При этом на этапе строительства в Поднебесной уже сейчас находятся 89 ГВт таких мощностей, а еще 276 ГВт мощностей находятся
на различных этапах рассмотрения.
Активно строятся и вводятся
такие мощности и в Европе, объем которых по состоянию на прошлый год составлял 44 ГВт при общем текущем плане ввода новых мощностей в 11,7 ГВт. В США, где подобные мощности не вводили уже очень давно, а их объем составляет всего 23 ГВт, на этапе рассмотрения находится 2,6 ГВт новых мощностей.
Начало ⤴️ Отставание США в ГАЭС вызвано в первую очередь географическими особенностями территории США: на востоке, где хватает осадков и источников воды, нет подходящего рельефа местности для строительства ГАЭС, а горный Запад находится в засушливой зоне. В результате США для хранения энергии делают ставку на батареи: только в ближайшие 12 месяцев мощность установленных батарей в США удвоится и превысит мощности всех действующих в стране ГАЭС. И по мере роста объемов производства литий-ионных аккумуляторов темпы ввода таких мощностей будут лишь нарастать.
Кроме этого, в США начато строительство первой в мире промышленной электростанции на батареях, использующей перспективные металл-воздушные аккумуляторы, которые с одной стороны намного дешевле литий-ионных, а с другой обладают гораздо более высокой плотностью энергии. Освоение этой технологии позволит существенно нарастить темпы ввода батарей не только в США, но и в остальном мире. При этом массово выводимые из эксплуатации старые угольные электростанции в США и Европе позволяют использовать их уже подготовленные площадки и сетевую инфраструктуру для строительства таких аккумулирующих мощностей, обеспечивая существенное снижение затрат на их ввод в эксплуатацию.
В Китае в августе этого года была введена в строй первая в мире экспериментальная станция на натрий-ионных батареях, о которых я уже
упоминал в предыдущем посте. Такие аккумуляторы перспективны как для промышленного применения, так и для систем домашнего хранения энергии от солнечных батарей на крыше. Их единственный недостаток по отношению к литий-ионным аккумуляторам - более низкая плотность хранения энергии - при таком применении будет абсолютно неважен, в отличие от электромобилей, зато позволит существенно сократить стоимость и окупаемость таких систем для конечных потребителей, повышая спрос на них.
Таким образом, мир действительно находится сейчас на пороге энергетической революции и в ближайшие десятилетия сможет существенно снизить свою зависимость от ископаемых видов топлива. Стремительное развитие ВИЭ и технологий аккумулирования электроэнергии снимает с повестки дня вопрос о том, откуда возьмется электроэнергия для электромобилей. Учитывая, что потребление энергии электрокарами на 1 км пробега может быть до 4-х раз меньше,
чем автомобилями с ДВС, ВИЭ с легкостью смогут выдавить нефть из автотранспортного сектора в предстоящие десятилетия, учитывая что их стоимость
продолжает стремительно снижаться.
При этом ВИЭ несут и другие преимущества для энергетических систем: распределенная генерация,
в первую очередь солнечная, повышает стабильность работы электрических сетей, позволяя снижать расходы на их строительство за счет закладки меньшего коэффициента резервирования мощности. Учитывая, что на сети приходится примерно половина конечной стоимости электроэнергии для потребителей, это выгодно для всей экономики. Кроме того, распределенная энергетика сокращает сетевые потери электроэнергии, выступая дополнительным фактором эффективности ВИЭ.
Что-то подсказывает, что золотые времена для экспортеров энергоносителей в мире подходят к концу. Не будем, как говорится, показывать пальцем.
Родина слонов
Sep 7 at 06:04