В 1820-х годах русской романтической литературе захотелось колоритной народной исторической поэзии, - как и литераторам других стран в ту же эпоху, - русские и украинские по происхождению авторы вспомнили богатые исторические сказания Украины, песни Западных славян, Польские песни... Собственно русскую народную традицию использовать было невозможно. Ее попросту не было.
Пройдут ещё пара десятилетий, русские этнографы доберутся до Архангельского края и обнаружат, что кое-что все таки было. Были былины, в которых всплывали времена Киевской Руси и князя Владимира. Только особая группа свободных русских людей, не знавших барина и крепостного права, сохраняли часть исторической памяти. Это не было памятью о крупных событиях Владимиро-Суздальского княжества и Московского государства. Все ЭТИ события, зафиксированные летописями, не отложились в народной памяти. Но сохранилось представление о древнем истоке, о древнем единстве, которое называлась Русь, с центром в Киеве. Маленький относительно свободный островок русского народа помнил это, остальной народ забыл и эти песни. Историческая память больших масс русского народа на протяжении последних столетий его истории была стерта.
Это просто осязаемый и наглядный пример большой и многогранной особенности сформировавшегося русского мира - стертость его культурной, цивилизационной матрицы.
В политической истории славян средне-русской равнины и впоследствии Московского царства на ней этому отвечает последовательное уничтожение государством всех островков и институтов коллегиального управления - от городских республик до церковных соборов.
Все, что вытравляло коллективную самостоятельность , вытравляло и память. Потому что большие события истории для народа стали тем, что, по словам Пушкина, - "ведают бояре, не нам чета", народ безмолвствовал, не чувствуя историю князей и царей - своей историей.
Если цивилизационная маска и матрица стёрты, то проступает под ними отнюдь не апатичная пустота. Под ними проступает криминал как первичный, утробный способ организации властного сообщества. Дикая разнузданность централизованной и спаянной порукой бандитской среды. Это и проступало в истории России каждый раз с новой силой, когда государство в очередной раз стирало цивилизационную матрицу собственной страны. Будь то в эпоху Ивана Грозного, Петра Первого, красного террора или путинского конституционного переворота.
Почему родилась эта странная особенность России -- стирание цивилизационной матрицы?
Ответ здесь, думается, довольно простой - уникальная обособленность Владимирской и Московской Руси от породившей ее Европейской цивилизации.
Ни в Европе, ни в Азии нет другой страны, которая бы в течении столетий находилась бы вне живого общения с соседями. Настоящее название Московской Руси должно бы быть - О-краина от слова "край", кромка, граница, в отличии от страны Украины от слова "краина" - "страна", страна, одна из стран соседей. Украина в сложные отношения вступала с соседями, но жила с соседями, училась у соседей, разделяла общие с ними культурные миры. Языки и образы соседей были своими для украинцев.
А вот убежавшие во владимирские леса выходцы из древнего Киева эту связь потеряли и разорвали. С восточными соседями новых культурных связей они не завязали, и мир монгольской цивилизации, и мусульманская культура ближайших соседей остались глубоко чужды Московскому царству.
Россия -- это, конечно, не Восток, и не продукт монгольской империи. Это Запад со стертой и многократно стиравшейся Западной цивилизационной матрицей.
Сон разума, как говорят, рождает чудовищ. Ещё больших чудовищ рождает одиночество разума. Из одиночества рождаются призраки и чудовища "уникальности" и "избранности". Эти чудовища тревожили и средневековых московских царей и их послепетровских наследников.
https://t.me/histopen/2355 В России 19 в появилась, наконец, тонкая философская мысль и философское чутье. Стертость цивилизационной матрицы хорошо была понятна всем русским мыслителям. Выводы из этого делались, правда, разные. Этому можно было ужасаться и переживать как наличное и непреодолимое зло, как Чаадаев или сторонний наблюдатель Маркиз де Кюстин. Романтический мечтательный ум, ищущий позитива, подталкивал, впрочем, к другому. СТЕРТОСТЬ исторической матрицы понять глубоко философски как ее НЕПРОЯВЛЕННОСТЬ, и в пустоте фантазия строила грандиозные образы якобы тайно предначертанного будущего. От будущей Славянской цивилизации Данилевского до всемирного коммунистического государства с центром в Москве. Все это продолжение более ранних "снов разума в пустоте" ещё ветхих московских царей.
Более трезвый и умеренный вывод, которые сделали множество людей философской или практической ориентации -- просто работать на наращивание Западной культурной матрицы, которая может быть не только разрушена, но и заново прочерчена и восстановлена. Не в фантастических одеждах новой небывалой империи, но достойной европейской страны. В конце концов и США строились в пустоте.
Есть только одна тонкость в этом историческом процессе, тонкость, которая видна особенно сейчас.
Войти снова в общность Западной культуры можно только через ту точку, откуда Россия-Московия когда-то вышла и ушла. Т.е. через Киев и Украину.
В том самом прямом и простом смысле, что это самый близкий народ-родственник, сохранивший живые связи с Западной цивилизацией и миром свободы. Именно он и должен был быть полноправным ближайшим партнёром и посредником между Россией и тем, что теперь называется Европейский союз.
Вместо этого "стертая матрица" снова забурлила "чудовищами из снов разума".
"Пустота" решила на сей раз объявить себя первичной, Москву старше Киева, а точнее древний Киев тождественным Москве. Древнюю пуповину, соединяющую себя с Западной цивилизацией перерезать. Стертое лицо Московии перед нами - ни царской уже, ни Советской, ни наивно западнической, но мутную смесь всего этого с криминальным порядком во главе, выползшим из донного ила цивилизации.
Эпическая борьба пустоты, "стертой матрицы", пытающейся отпереться от цивилизации, прихватив себе своего брата, который с этой цивилизацией не порывал и чувствует себя ее частью.
Исход этой борьбы пока открыт.
История - сфинкс
Evgeny Vilk
Aug 18 at 01:17