#Минфин #нефть #бюджет #рубль #дефицит
Отчет по бюджету за июнь действительно неплохой, итоги месяца сильно подправили общую динамику:
1️⃣ Доходы за июнь выросли до 2.56 трлн руб. или 30% г/г и ну 31.7% больше уровня 2021 года, думаю смотреть имеет смысл именно к 2021 году, потому как 2022 год был сам по себе аномальным.
✔️ Нефтегазовые доходы упали до 529 млрд руб. данные немного разочаровывают (-18.3% к 2021 году), но в целом июнь имеет определенную сезонную составляющую и ситуация мало изменилась относительно мая. В июле здесь будет рост за счет уплаты квартального НДД - это заставит экспортеров чуть больше продавать валюты (и немного поможет рублю ...).
✔️ Ненефтегазовые доходы были сильными и резко выросли до 2.03 трлн (+56.6% к 2021 году), но нужно учитывать дивиденды Сбера (0.28 трлн руб.) и сезонность, с коррекцией на эти факторы доходы неплохие, но и только.
✔️ Расходы бюджета в июне упали до 1.75 трлн руб., т.е. лишь на 8.3% выше уровня 2021 года (при номинальном росте ВВП более 20%). Учитывая сезонность расходы вернулись к уровням конца 2021 - начала 2022 года. Именно с расходами были большие проблемы в первой половине года, снижение здесь говорит о возможной нормализации бюджетных расходов, хотя по одному месяцу делать выводы рано.
❗️В итоге июнь был закрыт с профицитом бюджета 0.8 трлн руб., дефицит с начала года 2.6 трлн. Это подтверждается и резким ростом остатков на счетах Минфина в банках в виде депозитов/РЕПО до 8 трлн руб. на 28 июня. Но мы не знаем как авансы/трансферты конца 2022 года-начала 2023 года распределятся до конца года, потому большого оптимизма пока нет, расходы рисуются в диапазоне 31-32 трлн руб. (минус 1.5 трлн руб. декабрьского трансферта в Пенсфонд), доходы идут в район 26-27 трлн руб., даже несмотря на слабость нефтегазовых доходов. Пока
не вижу смысла менять ожидания дефицита 3.5-4.5 трлн руб., что вполне вполне адекватно ждать по итогам года и это не критично в пределах 3% ВВП.
@truecon
Jul 9 at 11:22 ТЕМ ВРЕМЕНЕМ:
Центральный банк России теряет независимость.
Эта тенденция плоха, но пока она прослеживается и для ЦБ других стран, - пишут сотрудники Института экономики РАН Андрюшин и Свиридов («Вестник Института экономики РАН», №2, 2023).
«В нынешних условиях, характеризующихся высокой инфляцией и замедлением деловой активности, а также стремительным ростом государственного долга и раздутых балансов центральных банков, придерживаться принципа независимости центрального банка стало невозможно. Ведущие центральные банки, такие как ФРС США, Банк Англии, ЕЦБ, Банк Японии, Швейцарский национальный банк, позволили фискальным органам доминировать над их финансовой и операционной независимостью.
В результате проведения в 2020-2022 гг. политики фискального доминирования доверие к Банку России как к фундаменту денежно-кредитной политики стало неуклонно падать. В такой ситуации его финансовая и операционная независимость многими была поставлена под сомнение в связи с тем, что на первый план вышла фискальная политика правительства, которая стала доминировать над денежно-кредитной политикой, реформируя её в чисто экспансионистскую.
Мировая практика свидетельствует, что потеря операционной и финансовой независимости центрального банка обязательно связана с кредитным перегревом экономики, уровень которого, по оценкам Банка международных расчётов, определяется отношением вновь выданных кредитов в течение года к номинальному ВВП страны. Если это отношение, установленное эмпирическим путём, превышает 10%, то в экономике обязательно возникнет кредитный бум, который, как правило, заканчивается кредитным перегревом, ростом «плохих долгов» на балансах банков и самим банкротством банков. На 1 января 2023 г. значение этого параметра (кредитного бума) в российской экономике составило 17,7% ВВП, превысив контрольную цифру в 10%.
В основном кредитный бум в российской экономике к этому времени был достигнут за счёт роста корпоративного кредитования (на 14,3%), кредитования субъектов МСП (30%) и ипотечного кредитования (20,4%). Это значит, что российскую экономику в среднесрочной перспективе, скорее всего, ожидает или банковский кризис, или очень низкая (с периодом до 6 лет) экономическая активность без кредитования.
Для эффективной борьбы с инфляцией Банку России нужна независимая денежно-кредитная политика, и особенно когда независимость такой политики находится под угрозой. Прежде всего должна быть четко определена граница между денежно-кредитной и фискальной политикой. При этом Банк России не должен поступаться принципами и правилами свой денежно-кредитной политики в угоду принципов и правил фискальной политики Минфина РФ (Казначейства РФ), не должен приобретать дополнительные полномочия (мандаты), делегируемые ему другими ведомствами и министерствами.
Необходимо организовать чёткое разграничение между денежно-кредитной и фискальной политикой. Оно лучше всего достигается, если Банк России имеет ограниченные полномочия, сконцентрированные на его основной цели - обеспечении ценовой стабильности в среднесрочной перспективе. Навязывание Банку России дополнительных целей (мандатов, полномочий), таких как стимулирование экономического роста, финансирование дефицита бюджета и государственных программ (национальных проектов) приведёт к размыванию функций и полномочий между Банком России и Министерством финансов РФ, что, несомненно, увеличит риски злоупотреблений в денежно-кредитной политике, а значит, повысится риск фискального доминирования над ценовой стабильностью».
Записки экономиста!