«Индикатор успеха санкций»: что означает дисконт российской нефти Urals к Brent

Apr 25, 2023 20:41

Forbes соломку стелит



Фото Егора Алеева / ТАСС

В последнее время экономисты и финансовые аналитики все больше оперируют понятием «дисконт» в отношении цены российской нефти Urals к цене нефти Brent. Как эта разница стала самостоятельным индикатором и что она означает?

Откуда взялся дисконт Urals к Brent

В спокойные времена Urals торговалась с дисконтом к Brent на $2-4. Эта разница в цене различных марок нефти связана с их химическим составом. Urals считается «тяжелой» нефтью с большим количеством серы. Это смесь из легкой западносибирской нефти и тяжелой высокосернистой нефти уральских и поволжских месторождений, объясняет Андрей Маслов, аналитик ФГ «Финам». Обрабатывать такую нефть тяжелее, отсюда и скидка, отмечает эксперт.

Однако после начала «спецоперации»*, спред между двумя марками нефти резко увеличился. По состоянию на 1 марта прошлого года он составлял $6, а к концу месяца превысил $30. Санкции против российской нефтяной отрасли по итогам I квартала не были введены, но нефтяной рынок достаточно быстро осознал, что большая часть стран, в том числе ЕС, для российских энергоносителей будет закрыта, указывает аналитик компании «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. «Это и стало структурной причиной [растущего] дисконта», - объясняет он.

Как менялся дисконт и почему

С марта по декабрь 2022 года российская нефть торговалась с дисконтом к Brent от $17 до $36, среднее значение скидки на Urals составило $26, или 24%. Ситуация изменилась после того, как Австралия, Евросоюз и страны «большой семерки» согласовали потолок цен на российскую нефть в $60. Это, в теории, блокирует сделки по более высоким ценам: страны G7 откажут в каких-либо услугах при перевозке, таможенном оформлении, страховании и так далее. То есть при покупке российской нефти по цене выше $60 за баррель, покупатель теоретически не сможет с ней ничего сделать. Кроме того, страны Евросоюза ввели полное эмбарго на покупку российской нефти.

Эти меры начали действовать с 5 декабря 2022 года. А уже 6 декабря цена нефти Urals, торговавшейся в ноябре выше $75 за баррель, упала ниже $60 за баррель, если оценивать ее котировки по нефтяным фьючерсам. С 5 февраля 2023 года также вступило в силу эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в ЕС. По данным Международного энергетического агентства на этот рынок приходилось более 40% российских продаж нефтепродуктов в 2022 году. Таким образом, дисконт российской нефти по отношению к своему западному аналогу с декабря увеличился до $28, или 37%.




В марте-апреле разброс стал постепенно сокращаться, и дисконт уменьшился до $25 за баррель, что означает 30%-ную скидку к цене марки Brent.

Одной из причин постепенного снижения дисконта стала адаптация мировых нефтяных рынков к санкциям в отношении России, указывает Рональд Смит, старший аналитик «БКС Мир инвестиций». «Изменившиеся торговые маршруты для Urals стали нормой достаточно быстро. А когда логистические маршруты налажены, нормальные рыночные силы стремятся снизить стоимость доставки и уменьшить разницу между, по сути, идентичными товарами», - поясняет он. По мере оптимизации логистических схем и договоренностей с покупателями, разница в цене будет уменьшаться, прогнозирует Кокин.

Как рынок нефти адаптируется к санкциям

Заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко не исключает, что дисконт Urals к Brent сокращается потому, что российские экспортеры научились обходить санкции.

В середине апреля управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США предупредило резидентов страны о возможных попытках обойти потолок цен на российскую нефть. В сообщении указано, что поставщики могут не знать, что они предоставляют услуги по закупке российской нефти по ценам выше потолка, так как «неамериканские лица, участвующие в экспорте» могли предоставлять поддельные документы для обхода санкций и использовать другие методы, чтобы скрыть истинную цену продукта.

Запад оставил лазейки для продажи российской нефти, уверен Маслов из ФГ «Финама». «Они понимают, что сверхсильное давление на российский нефтегазовый сектор не имеет смысла, так как предложение на рынке нефти упадет, что приведет к резкому скачку цен», - поясняет аналитик. Он отмечает, что ЕС в документах об эмбарго на российскую нефть, поставляемую морским путем, прописал, что Болгария и Хорватия получили временную отсрочку, а российская нефть, смешанная с нефтью из других стран, уже может поставляться напрямую. «ЕС просто способствовало созданию теневого флота и серых схем поставок», - утверждает эксперт.

О чем говорит величина дисконта Urals к Brent

Дисконт Urals в отношении Brent может сократиться только тогда, когда западные страны снимут запрет на продажу российской нефти и, в целом, ослабится санкционная нагрузка, констатирует экономист Рубен Ениколопов. Поэтому можно говорить о том, что дисконт является одним из индикаторов успешности санкций, считает он.

«В отсутствии санкций мы бы не наблюдали столь существенного отклонения Urals от Brent и продавали нашу нефть по ценам выше, чем сейчас», - соглашается Михаил Иванов, кредитный аналитик «Тинькофф Инвестиций». Для стран, которые вводили санкционные ограничения в отношении российского нефтяного сектора, дисконт Urals к Brent характеризует успешность принятых мер, считает Бахтин.




Дисконт будет постепенно сокращаться, по мере того как российская нефть будет находить новых покупателей за пределами стран ЕС и США, отмечает Иванов из «Тинькофф Инвестиций».

Как дисконт влияет на российский бюджет

Налоги и пошлины от продажи нефти и газа занимают значительную часть доходов федерального бюджета России. По итогам прошлого года, доля нефтегазовых поступлений в бюджет составила 41,6%, а в 2021 году - 36%.

Выросший из-за санкционного давления дисконт Urals к Brent привел к тому, что нефтегазовые доходы бюджета России за январь-февраль 2023 года снизились на 46% по сравнению с тем же периодом 2022 года. В марте поступления от добычи и продажи нефти и газа составили 688 млрд рублей, это более чем на 30% выше февральского показателя, однако на 43% ниже результатов аналогичного месяца в прошлом году.

Несмотря на то что цена на основную марку российской нефти в последнее время подрастает, средняя стоимость Urals с 15 марта по 14 апреля 2023 года составила $51,15 за баррель. Это значительно ниже заложенных в бюджет параметров (среднегодовая цена Urals $70 за баррель, объем добычи около 10 млн баррелей в сутки и нефтегазовые доходы - 8,9 трлн рублей). При цене $50 за баррель и том же объеме добычи бюджет получит только 6,8 трлн рублей, что на 2,1 трлн рублей ниже заложенного уровня.

Как дисконт попал в российское законодательство

Санкционным потерям российского бюджета правительство России противопоставило рост налогов при падении стоимости Urals и увеличении дисконта к Brent: надо как-то компенсировать потери. Так, понятие «дисконт» появилось в российском законодательстве. Во-первых он признан официально, а во-вторых служит для определения размеров налогов, в частности налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Вот как это вышло: до апреля этого года Минфин для определения налоговой базы нефтяных компаний ориентировался на цену Urals на основании котировок, предоставляемых европейским агентством Argus. С введением эмбарго на российскую нефть со стороны Европы и США, Argus, по его собственным оценкам, «перестал получать ценовые сигналы», а цены перестали отражать реальность. В порты Средиземноморья физических поставок сырой российской нефти не было, объясняет управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова.

Кроме того, стало понятно, что в условиях обхода санкций российские экспортеры крайне не заинтересованы публично раскрывать реальное положение дел с ценами, даже если бы в России было независимое агентство для определения цен на российскую нефть. Так что государству пришлось ориентироваться на фактические цены нефтяных компаний. Но при условии, что эта цена не может быть ниже, чем цена Brent, уменьшенная на определенный предельный дисконт.

Как к дисконту привязали нефтяные налоги

«Размер максимального допустимого дисконта для расчета налогов ежемесячно сокращается - с $34 за баррель в апреле до $25 за баррель в будущем июле. Если фактически показанные нефтяниками цены окажутся ниже установленного уровня, то платить им придется исходя из цен с учетом предельного дисконта, то есть с более высоких цен», - объясняет Кирилл Бахтин, старший аналитик Инвестиционного Банка Синара. Нормы максимального дисконта были приняты и для НДД - налога на дополнительный доход от добычи ресурсов, и экспортной пошлины.

По мнению аналитика ИК «ВЕЛЕС Капитал» Елены Кожуховой, такой вариант более предсказуем как для нефтяных компаний, так и для государства, чем изменение самой ставки налога. У законодательного «дисконта» иная суть - этот некий показатель для того, чтобы при успешности западных санкций (и увеличении реального дисконта Urals к Brent), ограничить потери бюджета и перенести решение санкционных проблем на сами нефтяные компании.

«По сути, [этот] дисконт был введен для ограничения потерь российского бюджета в условиях потолка цен на российскую нефть и более низких цен на нефть на мировом рынке, - отмечает Кожухова.

Почему дисконт может не отражать успех санкций

Как писали многие западные издания, в том числе и Bloomberg, различные схемы дают возможность России экспортировать свою нефть по гораздо более высоким ценам, обходя санкции и потолок в $60 за баррель. По итогам первого месяца работы этой ограничительной меры, средняя цена продажи российской нефти составила около $74 за баррель, что значительно выше потолка в $60, следует из исследования Института международных финансов и Колумбийского и Калифорнийского университетов.

В отчете говорится, что около половины российских поставок перевозится подконтрольным России «Совкомфлотом» или «теневым флотом» танкеров и, таким образом, не подпадает под ценовой потолок. Как считает Иванов из «Тинькофф Инвестиций», реальные цены, по которым нефтепродукты из России продаются на мировых рынках в настоящий момент трудно оценить.

Аналитики продолжают ориентироваться на данные Argus, немного поменявшего методику, индикаторы справедливой цены на нефть мировых информационных агентств, данные Государственного таможенного управления Китая или Министерства торговли и промышленности Индии. Рядовые инвесторы по-прежнему пользуются котировками нефтяных фьючерсов. «Мы не исключаем, что многие нефтяные российские компании продают энергоресурсы по достаточно привлекательным ценам», - аккуратно замечает Иванов.

Как пишет немецкое деловое издание IntelliNews, прибыль российских нефтяных компаний в основном аккумулируется на их офшорных счетах и не поступает в российскую казну, по крайней мере пока. Так что часть дисконта получают те же нефтяные компании через своих или аффилированных посредников, объясняет директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. «Компаниям выгоднее заявлять более низкие цены отгрузки и часть прибыли оставлять на внешних счетах, с которых проще и безопаснее покупать необходимый импорт или проводить внешние платежи», - указывает он.

Приведет ли дисконт к падению доходов бюджета

Дмитрий Полевой считает, что вместе с ослаблением рубля решение Минфина применить новый порядок расчета цен на Urals продолжит поддерживать поток нефтегазовых доходов. По его оценкам, в этом году власти вполне способны собрать не менее 7,5-8 трлн рублей сырьевых доходов, что соответствует фиксированному уровню 8 трлн рублей, которое устанавливает бюджетное правило.

Управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова прогнозирует, что рост цен на нефть марок Brent и Urals продолжится в связи с намерением ОПЕК+ сокращать добычу, формированием дефицита предложения и активным ростом спроса на сырье в азиатских странах. «Ориентируемся во II квартале на $91 за баррель Brent, цена на Urals составит $61 за баррель», - резюмирует команда аналитиков из ПСБ. С учетом текущего уровня нефтедобычи, доходы бюджета по прогнозам аналитиков ПСБ, по итогам года также составят порядка 8 трлн рублей.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Артем Терентьев
Редакция Forbes
24.04.2023


(С) Хроника деградации, «Ручное управление», "ЗАПОВЕДНИК", НагляднО, Ресурсия, НЕФТЯНОЕ ПРОКЛЯТИЕ

Previous post Next post
Up