Взрыв «Северных потоков» и тайные корабли Путина. Следы преступления ведут в Россию

Apr 03, 2023 10:25

В районе взрывов под тщательным прикрытием, «словно какой-то призрак», действовало подразделение кораблей ВМФ России. С помощью баз данных и спутниковых снимков журналистам удалось отследить их перемещения. Дело о диверсии остается нераскрытым, но пополняется цепью улик. И они указывают не на США или Украину. Эти следы ведут в Москву.



Газопроводы на дне Балтийского моря были взорваны. Но кто за этим стоит? Главными подозреваемыми становятся корабли ВМФ России

Незадолго до взрывов «Северных потоков» ВМФ России маневрировал в районе газопроводов, предположительно с небольшой подлодкой. Это порождает вопросы к следствию.

Место взрывов «Северных потоков» к северо-востоку от датского острова Борнхольм в Балтийском море долгие годы было не более чем случайным пятном на карте. Оно находится вне зоны действия датских или шведских радиолокационных станций. Куда ни погляди, там нет ничего, кроме воды. А под этим местом, на глубине почти 80 метров, находился газопровод, точное местонахождение которого было известно лишь посвященным.

Тревога перед атакой

Датские патрульные катера почти не заходили в эти воды. Но каждое утро примерно в одно и то же время со шведского военного аэродрома Мальмен поднимался в небо самолет радиолокационного дозора, чтобы совершить облет Балтийского моря. Прежде всего его экипаж следил за безопасностью стратегически важного острова Готланд. А в водах к северо-востоку от Борнхольма, судя по всему, следить было особо не за чем.

Ситуация изменилась незадолго до взрывов 26 сентября 2022 года, которые разорвали газопроводы «Северный поток» и «Северный поток - 2», тем самым положив конец энергетическому сотрудничеству России и Германии. С вечера 21 сентября в том месте происходило нечто экстраординарное.



Маршрут датского патрульного катера 21 и 22 сентября. Заставили ли его неопознанные корабли РФ проверить то место, где позже произошло преступление? (Источник: Marine Traffic)

21 сентября в 19:50 патрульный катер Королевских военно-морских сил Дании «Нюмфен» (Nymfen) неожиданно покинул порт Рёдбихавн на острове Лолланн и взял курс на Борнхольм. Точнее, на то самое место, где всего через пять дней произойдет диверсия против «Северных потоков». Что-то там явно потребовало срочной проверки.

Охота за призраком

Утром 22 сентября корабль достиг пункта назначения, вскоре к нему присоединились корабли и самолеты Швеции. Один из шведских кораблей в последующие дни взял курс на Калининград.

По всей вероятности, тот патруль преследовал российские военные корабли. Как сообщил T-Online источник в силовых структурах, в районе будущего инцидента под тщательным прикрытием, «словно какой-то призрак», действовало подразделение кораблей ВМФ России, не передававшее данных о своем местонахождении. По словам источника, на кораблях было именно то оборудование, которое нужно для размещения взрывных устройств на трубопроводах. Общедоступные данные подтверждают эту информацию.

Действия российского флота в те дни могут стать важной зацепкой в полном тайн уголовном деле об атаке на газопроводы в разгар захватнической войны России против Украины. Одновременно они ставят под сомнение версии о других возможных виновных, которые активно обсуждают в последние недели.



Парусная яхта «Андромеда». Эксперты сомневаются в ранее обнародованных данных о ходе расследования. (Источник фото: Oliver Denzer/Reuters)

Согласно одной из версий, организатором диверсии были США. Многие положения этой теории уже опровергнуты. Но недавнее совместное расследование германских телеканалов ARD и SWR, а также газеты Zeit обнаружило другую версию. По их данным, генпрокуратура ФРГ идет по следам предполагаемой проукраинской группы, которая могла совершить теракт с участием яхты «Андромеда» и двух водолазов. Сотрудники Федерального ведомства по уголовным делам Германии даже провели обыск на этой яхте.

Эксперты говорят об инсценировке

Однако версия об украинских самозванных террористах на парусной яхте вызвала недоумение в профессиональных кругах. Там ее считают крайне неправдоподобной. Многие говорят об «инсценировке под чужим флагом», чтобы оставить следы, которые будут обнаружены и тем самым отвлекут внимание от настоящих преступников. По словам экспертов, скорее всего, для взрывов использовали подводные лодки или беспилотные подводные аппараты и сотни килограммов боевой взрывчатки. Все это говорит в пользу версии о государственной операции.

Так же считают и некоторые члены Контрольного комитета Бундестага, которых германские следователи недавно проинформировали о ходе расследования. По словам главы комитета Константина фон Ноца (партия «Союз 90/Зеленые»), с приводимыми в СМИ доказательствами нужно быть «максимально осторожными». Речь может идти о заведомо ложной информации.

Расследование, проведенное T-Online, также показало, что за той диверсией стояло нечто большее, чем парусная яхта.



Скриншот архивного видео Минобороны РФ. На одном из кораблей, подозреваемых в диверсии, видна мини-подлодка

19 сентября, за неделю до взрывов, Балтийский флот РФ начал масштабные учения, которые вполне могли быть маскировкой для реальных боевых задач. В тех маневрах официально принимали участие водолазы-диверсанты из 313-го отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами, которые базируются в Балтийске под Калининградом. Это элитные солдаты, специально обученные подводным взрывам и диверсионным операциям. В последующие дни учений подозреваемые в диверсии корабли были замечены в районе места преступления.

Мини-подлодки и грузовые краны

Их оборудование также очень подходило для диверсии. У них была мини-подлодка и краны для подъема тяжелых грузов. Вместе с ними действовали фрегат, корвет и малый разведывательный корабль, которые могли обеспечивать безопасность операции. Используя базы данных о местоположении морских судов и спутниковые снимки, T-Online смог частично отследить перемещения конкретных российских кораблей.

Патрульный катер ВМС Дании прибыл на место преступления 21 сентября в 19:50. К тому времени там уже могли быть три российских корабля, подозреваемых в диверсии. С базы в Калининграде в то же время вышло судно обеспечения связи командования ВМФ РФ - позднее оно должно было встретить два участвовавших в операции корабля по их возвращении на базу.

Корабли в ночи

Вечер 21 сентября был благоприятным для проведения тайной операции: примерно в это время на датский остров Борнхольм спустились сумерки. Наступила ночь, что затрудняло визуальное наблюдение. Несколькими часами ранее через этот район прошла группа военных кораблей ВМС США, шедшая в Атлантику. Самолет радиолокационного дозора шведских ВВС вновь взлетел только на следующее утро. Это позволяло российскому подразделению практически бесперебойно работать всю ночь.

Вероятно, самым важным кораблем в российском подразделении было спасательное судно «СС-750» для поддержки подводных лодок. Оно регулярно принимает участие в учениях, где имитируются подводные аварии. Его особенность в том, что на борту находится спасательный глубоководный аппарат проекта 1855. Это миниатюрная подлодка «АС-26», предназначенная для эвакуации экипажей потерпевших крушение субмарин в аварийных ситуациях. На ней есть рычаги, которые могут перемещать под водой грузы массой до 50 кг.

«Наиболее правдоподобное объяснение»

Такие мини-субмарины могут заложить взрывчатку на трубопровод, говорили эксперты с самого начала. Если бы подтвердилось, что судно «СС-750» находилось на месте преступления, главным подозреваемым в диверсии стал бы ВМФ РФ. «Было бы разумно использовать для такой атаки что-то вроде «АС-26». На данный момент это было бы наиболее правдоподобным объяснением того, что случилось с газопроводом “Северный поток”», - сказал T-Online капитан корвета ВМС Дании и военный эксперт Йоханнес Рибер.

Судно «СС-750» в составе Балтийского флота обычно дислоцируется на базе в Балтийске. Однако на спутниковых снимках видно, что оно ушло оттуда в ночь на 21 сентября. Со скоростью девять узлов оно могло добраться до места преступления уже в 19:50. Оно отключило так называемую Автоматическую идентификационную систему (АИС), отправляющую данные о местоположении. Однако его длина в 95 метров соответствует размерам «темного корабля» без позиционного сигнала, обнаруженного американской компанией SpaceKnow близ места преступления.



Спутниковый снимок базы ВМФ РФ в Балтийске. «СС-750» на нем не видно. Вероятно, судно вышло из порта в ночь на 21 сентября в сопровождении двух буксиров. (Источник: Sentinel Hub)

Согласно спутниковым снимкам, в то же время (между полуночью и часом ночи) из порта Калининграда вышли еще два корабля, предположительно участвовавших в операции: спасательные буксиры «СБ-123» и «Александр Фролов». У каждого на палубе есть погрузочные краны, которые подходят для спуска в воду взрывных устройств или мин массой в сотни килограммов.

Изначально они отключили АИС, но один раз днем отправили данные о местоположении из точки далеко на западе. Это значит, что они шли курсом на Борнхольм со скоростью девять узлов. Тогда они находились всего в пяти часах хода от места будущей атаки.



Российские спасательные буксиры направляются на запад. Возможно, впоследствии их заметили американские военные. (Источник: Marine Traffic)

Чуть позже их траекторию движения пересек американский военный вертолет, дислоцированный в польском Гданьске. Предупредил ли он датчан о приближающихся кораблях без позиционных сигналов?

В любом случае, оба буксира могли добраться до места преступления к 19:50. Быть может, из-за малой длины в 45 метров их не обнаружили на спутниковых снимках SpaceKnow. Компания не ответила на соответствующий запрос .

По информации T-Online, к этому подразделению присоединились еще три российских корабля:

• Малый разведывательный корабль «Сызрань». Спутниковые снимки позволяют предположить, что он также вышел из порта Калининграда 21 сентября. Но облачность не позволяет сделать однозначного вывода.
• Гвардейский корвет «Сообразительный». По данным Минобороны РФ, не позднее 18 сентября он участвовал в противолодочных учениях в Балтийском море. Поздним вечером 22 сентября (ровно в тот день, когда датские и шведские патрули начали преследование) Минобороны РФ опубликовало сообщение о том, что «Сообразительный» сопроводил конвой кораблей в рамках учений.
• Фрегат «Ярослав Мудрый». По официальным данным, он также участвовал в маневре сопровождения вместе с «Сообразительным» и родственным ему корветом «Стойкий». На спутниковых снимках, датированных 22 сентября, корабль размером с «Ярослава Мудрого» виден рядом с одним из этих двух корветов у берегов Польши. Оба выключили АИС.

Местонахождение позволяло фрегату «Ярослав Мудрый» и корвету «Сообразительный» сопровождать российские корабли, возвращавшиеся с места преступления в Калининград. Или, по крайней мере, прикрывать их от маневров НАТО у берегов Польши. Однако есть основания полагать, что до этого и сам фрегат был в непосредственной близости от места преступления.

След «Ярослава Мудрого»

На спутниковых снимках SpaceKnow виден не только «темный корабль» длиной 95 метров, который может быть «СС-750», но и второй в 130 метров. «Ярослав Мудрый» - единственный корабль такой длины в составе Балтийского флота РФ. Есть еще одно указание на то, что этот фрегат был на месте преступления.

Примерно за полгода до этого, 14 марта 2022 года, «Ярослав Мудрый», по-видимому, уже привлек внимание патрульных кораблей ВМС Дании в том месте. Это был единственный подобный случай за пять лет до 22 сентября 2022 года. Тогда у фрегата также была отключена АИС, но его вновь можно было увидеть на спутниковых снимках. Какова была тогда миссия «Ярослава Мудрого»? Был ли это сбор данных о том, как быстро силы НАТО отреагируют на подобный инцидент?

Пока что в официальных заявлениях Запада никак не фигурируют действия ВМФ России в дни перед нападением. Ни германские, ни датские, ни шведские следователи, ни НАТО, ни вооруженные силы стран Балтийского региона не ответили на запрос T-Online. Уголовное дело остается нераскрытым, но пополняется цепью улик. И они указывают не на США или Украину. Эти следы ведут в Москву.

Nord-Stream-Anschlag
Putins geheimer Konvoi
Jonas Mueller-Töwe
Carsten Janz
Von Jonas Mueller-Töwe, Oliver Alexander, Carsten Janz und Lars Winkelsdorf
Aktualisiert am 26.03.2023
T-Online:


Авторы - журналисты германского портала T-Online
Йонас Мюллер-Тёве, Оливер Александер,
Карстен Янц, Ларс Винкельсдорф.

2 апреля 2023, 17:57

Другой взгляД, НеожиданнО, РАЗоблачение, Ё ПРСТ, Разрыв шаблонА

Previous post Next post
Up