Суть «проблемы неравенства» еще полтораста лет назад лучше всех сформулировал французский писатель Эмиль Фаге, - «Страдают в действительности при виде чужого счастья, несчастье бедных в этом и состоит». Причем, Фаге, говоря о страданиях, имел в виду не моральные переживания бедняков- он писал о том, что проблемой общества является деструктивные реакции людей, чувствующих себя обездоленными. (Нет денег - пошел грабить, и т.д.)
Современные теоретики неравенства с Фаге, в общем, согласны - важен не сам по себе уровень неравенства, но и то, как люди на него реагируют (причем как на личном уровне, так и на уровне правительства). Социологические исследования показывают, что представления людей об уровне неравенства в стране, не зависят от его фактического уровня. Например, в Штатах люди оценивают уровень неравенства ниже, чем он есть на самом деле, в Британии «коэффициент Джини» (классический показатель уровня неравенства), в полтора раза выше, чем в Дании, но англичане и датчане оценивают уровень неравенства в своих странах одинаково.
Тем более, что люди болезненно реагируют не на «абсолютный уровень неравенства», а на темпы и характеристики изменения этого уровня.
Ситуация в РФ - самый яркий тому пример -проблема роста неравенства в «девяностые» была даже не в том, что кто-то разбогател, а в том, что этот «кто-то» разбогател стремительно и без понятных людям причин. Был человек как будто «никто» (на самом деле нет, в российской верхушке нет посторонних и случайных людей) и бац, стал олигархом - в то время, как все остальные остались более-менее на том же уровне, что и были (в РФ, безусловно, вырос комфорт жизни в больших городах, возросла доступность товаров и услуг, но за все это надо работать и работать тяжко, сказку о том, как власть поделилась с людьми нефтяными доходами, сама власть и сочинила)
Плюс - и это реально бесит людей - богатые совершенно не отдают себе отчета, на каком дне обитает большинство бедных. Все исследования показывают, что на вопрос «сколько зарабатывают бедные» представители выскодоходных групп сильно завышают оценку (а представители «бедных» тоже преувеличивают заработки «богатых»). Это тоже понятно - большей частью люди общаются внутри свой социальной группы, ни вниз, ни вверх (писал в канале об исследованиях экономиста Раджа Четти, доказавшего, что единственный достоверно работающий в США социальный лифт - это дружба с более богатыми людьми, чем ты сам, причем завязаться она может только в хорошем университете, а все остальное - не более чем лотерея, в которой большинству не везет)
Но, надо отдать должное и начальству РФ - оно смотрит, чтобы никто не стал совсем нищим - доля пенсий/пособий в доходах людей в 2000 году составляла 14%, в 2010 м - 20,4%, а в 2020м - 23,1%. (в СССР доля социальных трансфертов в доходах превысила 10% только во второй половине 1980х - когда на пенсию начало выходить поколение, не успевшее попасть на войну)
Зато начальство так же внимательно смотрит, чтобы никто не разбогател мимо власти - если в 2000 м году доля доходов от предпринимательской деятельности в доходах населения России составляла 15% ; то в 2010 м году - 12,7%, а в 2020м - 7,6%. Это называется - взять у «небогатых» и отдать «бедным» (нефтегазовые доходы правительства практически полностью уходят на силовой блок и федеральную администрацию).
Вот здесь, как мне представляется и суть «проблемы неравенства в РФ».
Власть (живые люди, наши министры капиталисты, совершенно четко представляют себе кому в стране, положено быть супербогатым (и оставаться таким вечно), кому можно жить лучше большинства людей, работая на обеспечение богатства и власти этого 0,001%, и кому положено навечно оставаться «в мужицком звании»).
А вот все остальные могут иметь по поводу этого распределения свое, альтернативное начальственному мнение, которое они пока держат при себе.
Деньги и песец
Jan 15 at 14:02