Аргументы против фактов

Oct 17, 2022 00:02




Актуальное состояние российского ракетного арсенала является причиной яростных споров на протяжении вот уже более полугода боевых действий. И для этого есть объективные причины.

За прошедшие месяцы Российская Федерация использовала несколько тысяч крылатых и баллистических ракет разных типов. Сам факт столь масштабных ракетных атак (сравнимых с кампаниями в Ираке и Югославии) служил весомым аргументом о том, что запасы оперативно-тактических вооружений в РФ близки к исчерпанию. Данный тезис, впрочем, неоднократно опровергался практикой - российские войска продолжают демонстрировать возможность нанесения глубоких оперативных ударов, как это было 10 и 11 октября.

Тем не менее, нарастающие проблемы, которые касаются как качественных, так и количественных показателей наполняемости российского ракетного арсенала, очевидны. Удары наносятся с большими перерывами (если в начале кампании они были почти каждодневными, то сейчас промежутки между ними исчисляются неделями), количество задействованных ракет уменьшается, но что особенно важно, в корне изменилась сама номенклатура применяемых вооружений.

В начале кампании удары наносились преимущественно с использованием крылатых ракет «Калибр» морского базирования. Постепенно, вследствие исчерпания их запасов, широко стали применяться противокорабельные ракеты различных типов - от современных «Оникс» до советских Х-22.

С течением времени номенклатура изменилась еще больше - так, в ходе последних ракетных ударов применялись преимущественно ракеты Х-59, Х-22 и Х-101 авиационного базирования; также были ограниченно задействованы «Калибры» в варианте, созданном для старта с подводных лодок. Конструкция данной модификации подразумевает наличие дорогостоящего стартового «стакана», но запуск их производился с надводных кораблей (нужно понимать, что «стакан» -сложное техническое устройство - имеет стоимость в половину цены самой ракеты); кроме того, в ходе атак широко использовались иранские самолеты-снаряды «Шахид».

Изменение номенклатуры вооружений позволяет предположить, что:

➖ ВС РФ в значительной степени исчерпали запас современных оперативно-тактических вооружений, и все чаще прибегают с использованию своих стратегических резервов, о чем свидетельствует задействование ракет Х-101 недавних годов выпуска и лодочных ракет «Калибр» с нехарактерных для них пусковых платформ.

➖ Для восполнения утраченных запасов и поддержания военных возможностей, очевидно, ведется процесс расконсервации авиационных ракет как советского производства, так и производства 1990-2000 годов. По всей видимости, это процесс идет медленно из-за широкой нехватки квалифицированного персонала и отсутствия необходимых промышленных мощностей.

➖ Российская военная промышленность определенно испытывает проблемы с производством современных ракетных вооружений, что связано с наложенными на РФ санкциями как на поставки оборудования, так и необходимой компонентной базы - массированных ракетных ударов с задействованием ракет, выпущенных в текущем году, не наблюдается.

➖ По всей видимости, в связи с возникшими проблемами как в восполнении арсенала оперативно-тактических ракетных вооружений, российское военное командование приняло решение переориентировать часть мощностей и средств на закупку/производство самолетов-снарядов «Шахид». Имея функционал, аналогичный крылатой ракете, но несравненно более простую, если не примитивную конструкцию, выстроенную вокруг широко распространенных компонентов гражданской промышленности, «Шахиды» могут частично закрыть потребности ВС РФ в средствах глубого оперативного удара.

Ставить точку на российском ракетном арсенале, очевидно, преждевременно (подобные скоропалительные выводы неоднократно делались еще с весеннего этапа кампании), но его возможности определенно снизились и не имеют перспектив восстановления до показателей довоенного уровня.
Вероятнее всего, РФ будет все чаще прибегать к практике задействования эрзац-ОТРВ в лице самолетов-снарядов, параллельно стремясь нарастить объемы расконсервации и введения в строй старых ракет.

𝐀𝐓𝐎𝐌𝐈𝐂 𝐂𝐇𝐄𝐑𝐑𝐘
@atomiccherry 💯
Oct 16 at 10:41


**

«Шахид» конструктивно является именно самолетом-снарядом - это отнюдь не дрон-камикадзе, как его ошибочно принято называть.

Иранские беспилотники данной серии обладают крайне примитивной системой управления и навигации - их запуск производится строго по координатам без возможности корректировки курса в ходе полета. Концептуально он близок скорее к ФАУ-1, нежели, скажем, к «Харопу».

Нужно признать, что в рамках своего целевого использования это эффективное, простое и легко воспроизводимое оружие, которое позволяет обеспечивать поражение крупных стационарных объектов с крайне низкой себестоимостью удара. Корпус Стражей Исламской Революции разрабатывал данные аппараты, исходя из идеи их применения в условиях партизанской/террористической войны. Речь, словом, шла о нанесении на постоянной основе беспокоящих ударов с безопасной для операторов дистанции, возможности сборки самолета-снаряда в условиях «гаражной промышленности» и сравнительно низкой цене такого оружия (себестоимость «Шахида» колеблется в пределах 20-30$ тыс).

Словом, опираясь на опыт партизанской войны в Ираке, Афганистане и Йемене, Иран создал вполне достойный вариант эрзац-крылатой ракеты. Но, повторюсь, это оружие войн ассиметричного типа - его конструктивные особенности (не недостатки, отнюдь - оно именно такое, каким задумывалось) плохо подходят для применения «Шахида» в условиях полномасштабного военного конфликта.

Данные самолеты-снаряды могут причинять значительный ущерб инфраструктуре противника, используя эффект новизны - полноценного опыта борьбы с воздушными целями такого типа на постоянной основе нет ни у одной армии мира. ПЗРК плохо подходят для поражения малоразмерных целей со слабой тепловой сигнатурой - лучшим решением в данном вопросе является малокалиберная зенитная артиллерийская. Вероятнее всего, конструктивные ограничения этого летательного аппарата и концептуальные проблемы его использования в конечном итоге приведут к кратному снижению боевой ценности «Шахидов».

Самолёты-снаряды определенно не оправдали надежд российских «военных аналитиков», полагавших, что иранские беспилотники смогут вести охоту на поставленные Украине западные вооружения по типу тактических ракетных комплексов HIMARS. Технически «Шахиды» могут применяться и в таком качестве, но только в связке с крупными и более уязвимыми БЛА-корректировщиками, обеспечивающими «подсветку» целей для самолетов-снарядов.

Само собой, подобная схема боевой работы не выглядит оптимальной в условиях активного противодействия ПВО.

Необходимо отметить, что несколько лет назад, исследуя обломки «Шахидов», сбитых на территории Ирака, эксперты ВВС США выразили мнение о том, что данный самолет-снаряд может быть переоборудован в полноценный БПЛА-камикадзе с возможностью управления через оптический канал в режиме реального времени.

На текущий момент времени данная теория не подтвердилась, однако иметь в виду возможность такого дооснащения «Шахидов» определенно стоит - возможно, она еще сыграет свою роль до окончания боевых действий.

𝐀𝐓𝐎𝐌𝐈𝐂 𝐂𝐇𝐄𝐑𝐑𝐘
@atomiccherry
Oct 16 at 14:32


Особый взгляД, "ЗАПОВЕДНИК", ОружейноЭ

Previous post Next post
Up