Характерная черта любого племени - это его четкая иерархия и внятное распределение функций между его членами. Любым племенем управляет вождь, который является законодателем, судьей, мудрым отцом и палачом в одном лице. Власть вождя, как правило безгранична и непререкаема.
В любом уважающем себя племени есть жрец. Жрец обладает огромным авторитетом сравнимым с влиянием вождя. Функции жреца - это объяснять безграничную власть вождя любыми мистическими способами. Жрец выполняет важную функцию объединения умов за счет любви и поклонения великим предкам, регулярного исполнения одних и тех же обрядов, которые вводят людей в транс и экстаз, и страха перед мистическими силами, страха, который сковывает сознание. Иногда вождь объявляется потомком божества и тогда ситуация упрощается, поклоняться и всецело доверять свои жизни богу, которого видишь и можешь потрогать еще легче, чем богу, который заявляет о себе молниями и ветрами.
В племени обязательно есть воины, которые добывают пищу, охраняют само племя и воюют с другими племенами. Воин - это очень почетно, храбрые воины, которые не боятся умереть за вождя и предков, обычно попадают в лучший загробный мир. А это с успехом внушают им жрецы. Умереть за племя - что может быть желаннее? А если сомневаешься этом, то так ли верен ли ты своему племени? А так ли ему нужен? А не из-за тебя ли все проблемы у племени? Жди беды.
В племени есть женщины, их призвание заниматься обслуживанием племени и рожать новых воинов. Женщина в племени ценится не очень высоко, если персональное отношение у конкретного воина к своей женщине и может быть теплым, даже любовным, то в общине она рассматривается только как функция для утех, бесперебойных родов и обустройства быта.
В племени есть старики. Старики для племени обуза. Они требуют повышенного ухода, не выполняют никакой функции, являются заржавелой шестеренкой в механизме племени. Поэтому стариков терпят какое-то время, а потом бросают, оставляют умирать. Разумеется жрец расскажет, что они наконец-то идут к предкам, где им будет веселее и лучше, чем в этом бренном мире.
Остались дети.
Дети - это будущие воины. Их начинают идеологически обрабатывать уже с самого юного возраста. Дети должны вырасти уже четко встроенными в механизм племени функциями. Их учат поклоняться вождю, чтить предков, заучивать обряды и ни в коем случае не размышлять.
В племени очень любят устраивать праздники. Чем больше праздников, тем больше ощущения правильности курса и верности смысла существования племени. Поэтому празднуют все, что только можно. Самые великие праздники - это праздники прошлого. Прошлых побед, прошлого величия предков, праздники многочисленных божеств. Да и нужно давать передышку шестеренкам, давать иллюзию, что любые беды и несправедливости их существования - не зря, потому что их племя - избранное. Ведь не может быть у рядового племени такое великое прошлое?
Последняя характерная черта племени - это жертвоприношения. Суть их - это кровь на благо общего дела. Будь то смерти в бессмысленных завоевательных войнах или внутреплеменные казни. Обычно ищутся люди, которые обвиняются в неурожае, во всех мыслимых бедах племени и показательно казнятся. Все довольны. Внутренние враги, которые не следовали заветам жреца и вождя и нарушали табу уничтожаются. Войны же с внешними врагами можно вести бесконечно, чтобы всегда поддерживать в племени дух гибельного восторга, сакральный, героический смысл их существования и оправдать любые тяготы и невзгоды. Кому на войне живётся хорошо?
И вот внутри постоянно кого-то карают и казнят, снаружи идёт непрекращающаяся бойня - все на своих местах, объединены, даже одержимы общим праведным, великим смыслом.
А главное, всем очень доволен бессменный вождь.
Теперь-то точно всё пойдет хорошо.
КОЛОКОЛ XXI
Jul 22 at 00:59