В чатиках у нас возникли некоторые обсуждения по поводу политики российского руководства в начале девяностых, и я, слово за слово, полез освежить мнение Егора Тимуровича Гайдара на тему событий того времени. А заодно и пересмотрел интервью Гайдара Познеру. Его последнее, 2 марта 2009 года.
Интервью закончилось, а видео всё идёт. И там Познер озвучивает вопрос, адресованный Гайдару, на который сам же и отвечает.
Вы выразили мысль о том, что для того чтобы в стране появился спрос на демократию и свободу, должны быть удовлетворены базовые нужды людей: продовольствие, жилье, безопасность. Но разве спрос на свободу зависит только от финансового положения? Например, в некоторых странах Ближнего Востока высокий уровень доходов, и до сих пор там существуют монархии и спрос на свободу не появился. Может, наш менталитет ближе к ним, нежели к Европе, и демократии у нас не будет никогда?
------------------
Я совершенно согласен, что не от материального благосостояния зависит спрос на демократию и на свободу. Я думаю, что это действительно завистит прежде всего от менталитета. А что такое "менталитет", как это формируется? Да историей! Обстоятельствами, в которых народ живёт. Так вот, где вообще зародились эти идеи демократии и свободы человека? В каких странах? Только в европейских. Я не беру Северную Америку, то есть Канаду, Соединенные Штаты, даже Латинскую Америку, потому что эти страны были заселены европейцами.
А что характерно для всех европейских стран? Характерна эпоха Возрождения. Эпоха Возрождения - это, ну, почти 300 лет, когда народы вышли из темноты феодализма и была значительно ослаблена церковная власть. И тогда стали расцветать идеи о том, что нет ничего ценнее одной отдельно взятой человеческой жизни.
А что происходило в это же время в России? А в это время в России было татаро-монгольское иго, которое длилось почти те же 300 лет, и когда наконец это иго было сброшено, то (в этом большую роль сыграла православная церковь) церковь очень закрепилась и, кроме того, возникло весьма деспотическое правление... И в этих обстоятельствах отдельно взятая человеческая жизнь не значила ничего. Пожалуй, тогда, наверное, родилось выражение "лес рубят - щепки летят". Отдельная человеческая жизнь не имела никакой ценности.
Так вот, мне кажется так: если человек растёт с убеждением, что он ценен сам по себе, то в нём автоматически возникает стремление к свободе, к демократии, он без этого не может самовыразиться, коль скоро он самоценен. А там, где нет этого убеждения, там где человек себя не считает самоценным, тогда какое стремление к свободе и к демократии? Оно неестественно.
Поэтому я хотел бы сказать, что тогда у нас возникнет эта жажда свободы и демократии, когда у безусловного большинства населения будет ощущение, что каждый по отдельности ценен или даже самоценен. А это произойдет, увы, не завтра.
Завтра настало, а ценности каждого по отдельности у нас пока не появилось. Возможно, потому мы и имеем то, что имеем.
Lexy213.11.2021 в 10:43 *
Познер. В гостях Егор Гайдар
Click to view
https://youtu.be/-_Kcxqmz3ik NoName
14 дек. 2012 г.
Россия может избежать экономической катастрофы, уверен директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар. "Мы не обречены на катастрофу, потому что мы, к счастью, прилично подготовились к кризису, - заметил он. -- Раньше много говорили, зачем нам стабилизационный фонд, зачем такие золотовалютные резервы, а сейчас этого объяснять не надо".
По мнению Е.Гайдара, сохраняя и приумножая Стабилизационный фонд, "Кудрин был абсолютно прав", хотя "было бы предпочтительнее, если объемы резервов были еще больше".
Говоря о прогнозе курса рубля, экономист заметил, что "пока Центробанку вполне хватает средств, чтобы надежно удержать рубль в предварительно обозначенной верхней границе коридора".
"Все изменения курса в последние полгода было совершенно сознательной политикой: Центробанк счел, что курс рубля при 145 долларах за баррель нефти должен быть один, а при 40 долларов -- другой, и провел операцию, как счел нужным, - отметил Е.Гайдар. - Что будет дальше на рынке нефти -- не знает никто: если нефть не пойдет резко вниз, то Центробанку нет смысла проводить курс обесценивания национальной валюты, если пойдет -- то это будет другая ситуация".
Вместе с тем эксперт подверг критике меры российских властей по поддержке крупных корпораций. "То, как оказывалась помощь российским предприятиям -- более чем странно: в нормальной ситуации собственник должен отказаться от своих активов, главный менеджер подать заявление об отставке, и только потом можно обсуждать вопрос, давать или не давать средства на спасение -- не из состояний, а рабочих мест, - заметил он. -- Но так делалось далеко не всегда: длинный период высоких цен на нефть вызывает у элиты ощущение расслабления, но жизнь учит, и когда золотовалютные резервы при такой политике сократились на 200 миллиардов долларов, то начинаешь браться за ум".
Е.Гайдар отказался говорить о сроках кризисного периода, отметив, что "нет такого человека. Который мог бы ответить на этот вопрос".