Сейчас по прошествии 60 лет после смерти Сталина мы не можем объективно судить о тех временах да и по правде говоря не имеем никакого морального права это делать.
Однако мы, к счастью, можем узнать реакцию на смерть Вождя из дневников обычных людей того времени.
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике хранятся дневники жительницы Владимира Зинаиды Феодоровской, которые она вела с начала 1950-х до самой своей смерти в 1991 году. Это более 9000 страниц бесценного материала о жизни города и о реалиях советской эпохи.
Николай Морозов, заведующий историческим отделом музея-заповедника, изучавший дневники Феодоровской, нашел в них и отклик девушки на смерть вождя в начале марта 1953 года - ровно 60 лет назад.
4 марта. «Узнали, что со Сталиным плохо - кровоизлияние, температура 38,2, без сознания. Расстроились ужасно, все время бегали к Шуре слушать радио, но после 12 больше не передавали. Весь день плачу».
5 марта. В городе… ничего не заметно, будто ничего не случилось, оживление, смех.
6 марта. «Сталина нет. Скончался вчера, без 10 минут 10 часов вечера. С утра плачу… В 10 утра прослушали сообщение у Шуры. Вчера ведь в половине девятого слушали бюллетень, так хотелось, чтобы утром сказали «состояние улучшилось». И вдруг так ужасно. Не верится. Хотела идти брать билет в Москву на завтра. И нет денег на поездку. А главное, боюсь, не удастся войти в Колонный зал, не пробраться будет, столько будет народу, несколько миллионов. Ничем не могу заняться, ничего не клеится. Плачу все время. Возмущают соседи - возня, хохот в темной - «молодежь резвится». Гады. Прекрасную музыку передают все время».
7 марта. Опять утром ходили слушать радио к Шуре, потом еще раз вечером. Ходила в город. Вся Большая улица в траурных флагах, большой портрет траурно окаймленный т. Сталина на банке, где часы. На всех улицах, на всех домах траурные флаги. Купила газету, траурно окаймленную, с портретом Сталина и расплакалась прямо на улице. В библиотеке хорошо сделано - на столике большой портрет т. Сталина и живые цветущие примулы. Пришел на урок А.Е., говорит, что поезд на Москву отменен и машины в Москву не пропускают. Анюта рассказывает, у них в школе все время у бюста и портрета почетный караул несут сами учащиеся. Ее ученицы выплели из кос все свои ленты черные и красные, разгладили, чтобы оформить портрет т. Сталина».
9 марта. «У монумента Сталина красивые венки и зелень. Огромный транспарант красный, траурно окаймленный и по бокам большие траурные знамена. Сегодня выходной у заводов и вся молодежь на улице. Да, Владимир остается Владимиром. Так тяжело это действует. Стоят эти парни у монумента Сталина и грызут мороженое, гогочут, шапка набекрень, папиросы в зубах, семечки лущат направо и налево… Хочется видеть в этот день всех строгими, подтянутыми, собранными, и видеть на лицах общую печаль… Так хотелось в этот день быть в Москве. Вся страна всколыхнулась. Все народы других стран. Всенародное горе. …И мама повторяет: «Как страшно, что Сталина нет».
Stories-teller: Мои комментарии здесь излишни