Подсмотрено на
suzdalonline.ru Иннокентий Смоктуновский любил Суздаль
Вчера отмечался международный день театра. Сегодня, 28 марта, день рождения выдающегося мастера театра и кино народного артиста СССР Иннокентия Михайловича
Смоктуновского (1925-1994). Мне посчастливилось несколько раз встречаться с ним в Москве и
Суздале, брать интервью, фотографировать. В августе 1994 г. я посчитал своим долгом проводить актёра-интеллектуала и замечательного человека в последний путь - на Ново-Девичье кладбище. Предлагаю вашему вниманию кусочек воспоминаний.
Нижайший поклонник старины
Иннокентий Смоктуновский и раньше бывал в
Суздале с сыном Филиппом, но не в качестве туриста или экскурсанта, а просто любителя старины. В первых числах сентября 1983 года они приехали в старинный город на киносъёмки фильма “
Мертвые души”. Иннокентия Михайловича режиссер М.Швейцер пригласил на роль помещика Плюшкина. Также как и в предыдущей своей телевизионной картине “Маленькие трагедии”, режиссер любезно задействовал и сына мастера.
Отец и сын Смоктуновские участвовали в съёмках придуманной режиссером сцены похорон жены Плюшкина, возле
церкви Козьмы и Дамиана. В другой съёмочный день И.М.Смоктуновскому пришлось на луговине под горой в образе своего скаредного героя бегать с ведром. Делать это ему было трудно физически - сказывался возраст. Но… Вдруг случайно узнаю, что после напряженного съёмочного дня актер собирается куда-то ехать.
Исполнитель роли Чичикова А.Калягин сказал, что Смоктуновкий собрался в
Кидекшу. Мне тоже очень захотелось съездить туда, чтобы поснимать народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии на фоне суздальской старины. Набравшись смелости, подошел к актеру и сказал ему об этом.
- Найдётся место в машине для этого человека? - спросил Иннокентий Михайлович у заместителя директора картины.
- Найдется.
Я был счастлив. Пока Смоктуновские ездили в туристский комплекс и переодевались, я сбегал к себе в лабораторию, приготовил фотоаппаратуру и пленку, а потом, торопясь и волнуясь, вернулся к зданию Суздальского художественно-реставрационного училища, где на период съёмок разместилась база творческой группы “Мёртвые души”.
Наконец студийная “Волга” подъехала, и мы отправились в
Кидекшу - старинное село в 4 километрах от Суздаля, где в XII веке была резиденция князя
Юрия Долгорукого. Я сидел на переднем сиденье. Подкатили к церковной ограде, через ворота прошли на территорию архитектурного ансамбля.
- Пожалуйста, расскажите мне всё, что вы знаете об этом месте. - сказал И.М.Смоктуновский. Я еще год назад работал штатным экскурсоводом, почти ежедневно бывал здесь с группами туристов, поэтому постарался. Закатное солнце освещало заметно покосившуюся шатровую колокольню, суровые и словно седые формы белокаменной
церкви Бориса и Глеба 1152 года. Над куполом возвышался резной и кружевной крест, увенчанный царской короной. Дело в том, что в середине XVI века здесь проходил с войсками на Казань царь Иоанн IV Грозный…
Внутри храм предстал разоренным и пустым. От стен и столбов, сложенных из больших блоков известняка, веяло древностью. Обстановка производит сильное впечатление. В церкви не было ни души, поэтому мы по очень крутой деревянной лестнице поднялись на хоры, куда простым смертным доступа не было. Но как не сделать исключение для такого великого актера, как Смоктуновский! Он очень внимательно рассматривал фрагменты сохранившегося орнамента на стенах. Ему все очень нравилось. Я знал, что он нижайший поклонник старины.
- Двух мнений тут быть не может, - сказал высокий гость, - Сюда едут люди, едут из очень дальних стран просто посмотреть. А уж я такой нижайший поклонник старины, архитектуры древнерусской! Где как не здесь можно ощутить дух древности, соприкоснуться с нашими корнями! Если это не любить, значит казнить себя, лишать чего-то сокровенного. Я здесь третий раз, и каждый раз испытываю чувство нежного трепета перед этими старыми стенами, перед этими удивительными фантастически древними памятниками архитектуры. Да полно - архитектуры ли только? Просто жизни наших предков. Я люблю эти памятники, я люблю этот воздух, я боготворю эту землю, всю растительность вокруг этого прекрасного города.
Я сделал два кадра на хорах своим фотоаппаратом, а потом с грустью обнаружил, что пленка - кончилась! А все потому, что много фотографировал днем на съёмочной площадке. Узнав об этом, И.М.Смоктуновский великодушно ждал, пока я спустился вниз и в одной из аркосолий (арочных ниш в стене) перезаряжал аппарат, накрывшись плащём. Продолжал я съёмку уже на улице: у южной стены церкви-долгожительницы. Узкие щелевидные окна, напоминающие бойницы, аркатурно-колончатый пояс под ними, внизу “читаются” очертания входных дверей-портала, заложенного позднее и превращенного в окно. Кругом простор, приволье сельского пейзажа.
Иннокентий Михайлович охотно позирует на фоне церкви Бориса и Глеба, причем делает это артистично. Я снимаю на узкую черно-белую пленку, потом на широкую, потом на цветную слайдовую, чувствуя себя счастливчиком. Редкие кадры! Кто кроме меня фотографировал знаменитого артиста на этом фоне? Никто.
Фотографировал я одного Смоктуновского, потом с сыном, заместителем директора картины, причем актер выдвигал их на передний план, а сам клал руку на плечо впереди стоящему и как бы вглядывался в даль. С небольшой деревянной смотровой площадки открывался прекрасный вид на реку Нерль, пойму с лугами и перелесками. Справа за мостом над соседнем селом
Новоселкой возвышался еще один храм с такой же по стилю, как в Кидекше, колокольней.
Иннокентий Михайлович был очень доволен. Не спеша мы вернулись к машине и заняли свои места. Направились в обратный путь. “Ну вот опять в туристский центр пиво пить и блевать, - неожиданно слышу я голос И.М.Смоктуновского. Что бы сие значило? И тут сам артист пояснил: - Вчера Филипп напился пива в баре и блевал”.
Наша “Волга” быстро двигалась по пустынной шоссейной дороге. Вот уже и
Суздаль показался на горизонте. Когда наше небольшое путешествие походило к концу я узнал, почему так охотно мне позировал Смоктуновский. Оказалось, что он готовит книгу о своей жизни и творчестве, и ему нужны фотографии. Он спросил смогу ли я быстро сделать фотографии, пока он будет на съёмках в Суздале. Я посчитал за честь выполнить это ответственное задание любимого мною актера. “Если сделаете, - сказал он, - то я вам завтра на съёмках специально еще попозирую”. И свое обещание сдержал.
Юрий БЕЛОВ.
Запись опубликована
Владимирский блог. You can comment here or
there.