У меня тут произошел очень занимательный опыт работы с консалтинговой компанией в России. Так что мне даже инетресно, всегда и все ли так работают, или только эти.
Один предприниматель из России хочет выйти на европейский рынок со своей продукцией по генерированию топлива. Для этого он хочет заказать анализ рынка по восьми европейским странам и на выходе получить кроме самого анализа еще и список потенциальных компаний для сотрудничества, long list и short list.
Меня поразил ответ одной фирмы, занимающейся маркетинговыми исследованиями и среди клиентов которой числятся ВТБ, АиФ, УралСиб и пр.
Их предложение было написано в ворде на 1,5 страницах и включало две методологии, описанных в двух абзацах: кабинетный анализ (это desktop analysis, наверное?) и интервью с экспертами. У меня сразу возникло столько вопросов.
Например, они написали такое крутое предложение в абзаце про "кабинетный анализ", что я ввели меня в полное замешательство: "Для получения дополнительной (не содержащейся в открытых источниках) информации проводятся дистанционные обращения к участникам рынка". Кто такие эти участники рынка? Как выкглядят дистанционные обращения? Будут ли они также обращаться к зарубежным участникам рынка? Ответов на эти вопросы не было.
Это же написано и на их
сайте в "методологии". Там же можно увидеть еще более шикарный метод получения информации: "экспертные интервью со старшими консультантами КОНКОЛ". То есть компания по сути описывает как additional value то, что является, во-первых, само собой разумеющимся, потому что консалтинговые фирмы тем и профитирует, что у них есть большой knowledge capital, а во-вторых, эти интервью никак не могут являться независимым источником информации per se! *Еще у них прямоугольники с описанием пакетов услуг на сайте не на одном уровне друг с другом стоят. Интересно, они также "тяп-ляп" проводят свой анализ, как делают свой сайт?*
Вернемся в предложению. Они не указали свои человеческие ресурсы, т.е. кто будет заниматься заданием. Я предложила предпринимателю запросить резюме людей. Он удивился и сказал, что в России так не делают и что ответом будет: "Мы плохих не держим", "Это наш специалист" или же резюме будет липовым.
И наконец, вместо конкретно перечисленных результатов, который заказчик получит, они пишут "можно согласовать следующий подход к иследованию..." относительно нескольких стран. Описание укладывается в одно предложение. То есть они не продумали заранее, как они будут проводить исследование. То что так сделать можно, я знаю, а вот как лучше - это мне фирма должна сказать. Ествесственно, они не описали другие возможные варианты со своими плюсами и минусами.
То есть фирма явно не приложила достаточно труда и ресурсов для написания предложения. Мое мнение, что если уж они согласны взяться за работу, то могут и написать достойное предложение, чтобы не возникало вопросов в качестве их работы. Следовательно, я делаю вывод, что или эта фирма не приняла заказчика всерьез (но зачем тогда писать предложение вообще?) или же это обычная практика в России покупать кота в мешке, потому что, видимо, такие же предложения были приняты ВТБ и прочими.