Oct 29, 2015 14:20
Танк звеняще вздрогнул, и со скрежетом остановился. В селе Стрелецкое гремел бой. Фашисты открыли шквальный огонь. Отступающие бойцы Красной армии яростно отстреливались. По броне танка то и дело щёлкали шальные пули. Оттого резкая тишина заглохшего двигателя казалась ещё страшнее.
- Командир, нас подбили! - перекрикивая звон в ушах, заорал механик-водитель.
Командир машины 25-летний Фёдор Самохвалов с шумом выдохнул:
- Горим?
- Вроде нет, - ответил заряжающий.
- А почему стали?
- Гусеницу разбило, - хмуро доложил механик-водитель.
- Вызывай техников! - скомандовал Самохвалов радисту-пулемётчику.
- Так немцы наступают, товарищ командир! - сказал заряжающий, - Кто подъедет?
- Вызывай техников! - заорал Фёдор, и сам рванул тангету: - Приём! Нас подбили! Не можем двигаться.
И сквозь треск помех экипаж услышал голос вечно неунывающего замком роты по тех поддержке Соломона Горелика:
- Фёдор, ты?
- Я, товарищ военный техник второго ранга! - радостно заорал Самохвалов: - У нас машину подбили. Что делать?
- Я рядом. Сейчас приду гляну!
- Понял, - в рацию проорал радостно Самохвалов. И кивнул водителю: - Давай из машины!
И сам выскочил из танка, чтобы встретить заместителя командира роты. Но тут же рванул обратно. И, уже заскочив в башню, резко скомандовал:
- Башню разворачивай! Фрицы!
Фёдор прильнул к прицелу. И когда показался немецкий танк, из Т-34 грянул выстрел.
- Подбили, командир! Подбили! - радостно заорал механик-водитель: - Горит, сволочь!
Грозно зарявкал танковый пулемёт, выкашивая немецких пехотинцев. А в броню кто-то отчаянно заколотил снаружи, и через секунду в башню протиснулся Соломон Горелик.
- Фёдор! Наших выбили из села. Надо держаться. Сзади немцы.
Лица экипажа посуровели, а заряжающий решительно вогнал в казённик очередной снаряд…
Уже ближе к вечеру разведчики танкового батальона, закрепившиеся на позициях возле Белгорода, с отчаянием слушали по рации голос Горелика. На их глазах разворачивалась настоящая героическая драма. Несколько часов экипаж Самохвалова и военный техник 2-го ранга Горелик в одиночку вели бой в селе. Неподвижный советский Т-34 стал настоящим проклятием фашистов. Рядом с ним уже горело пять вражеских танков. И советские танкисты смогли уничтожить две противотанковых пушки, которые немцы притащили, чтобы расстрелять наш Т-34. Несколько раз советские солдаты поднимались в контратаку, чтобы попытаться вызволить экипаж, но превосходящие силы фашистов шквальным огнём легко отбивали атаки наших бойцов. Однако, и немецкая атака захлебнулась. Потому как неподвижный Т-34 сумел расстрелять немецкую миномётную батарею.
- Только бы до ночи продержались, - скрипели зубами разведчики. - Ночью вытащим ребят!
Но до ночи экипаж не продержался.
Опять ожила рация, и спокойный голос Горелика произнёс:
- Товарищи, у нас закончились боеприпасы.
А осмелевшие фашисты окружили замолчавший танк и стали требовать, чтобы танкисты сдались в плен. Танкисты замуровались в башне, и на все предложения фашистов лишь кричали: «Пока живы - не сдадимся!». Советские солдаты видели, как немцы облили танк горючим и подожгли. Так они решили выкурить наших танкистов. И вдруг все вздрогнули. Рация ожила, и хор из пяти голосов замурованных в танке бойцов запел «Интернационал». Танкисты, сидя в горящем танке, пели гимн молодыми, охрипшими голосами, а суровые разведчики плакали, как дети, бессильно стоя возле радиостанции. Никто из экипажа не открыл люк и не выбрался наружу. Все пятеро танкистов сгорели заживо…
Благодаря пионерам
Мне 36 лет. А Соломону Горелику во время последнего боя было 28. Фёдору Самохвалову - 25. Они были моложе меня, когда решили умереть, но не сдаться. Солдаты Красной армии, победившей самого страшного врага в истории человечества…
И эта история не художественный вымысел. Она произошла 22 октября 1941 года при защите Белгорода. Два месяца спустя указом Президиума Верховного Совета СССР воентехнику 2-го ранга Горелику Соломону Ароновичу и заместителю политрука Самохвалову Фёдору Николаевичу посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза. Сами танкисты похоронены в Белгороде, на территории 33-ей школы. Много лет белгородские пионеры искали родных и сослуживцев Горелика и Самохвалова. Нашли. Узнали биографии танкистов, и все подробности последнего боя. И благодаря мальчишкам и девчонкам, которые теперь уже выросли и стали взрослыми, подвиг танкистов стал бессмертным.
Он спешил жить
Фёдор Самохвалов родился в 1916 году в деревне Самохваловка Хомутовского района Курской губернии. Когда Фёдору исполнилось 6 лет, его отец умер от тифа. И Самохвалов вместе с матерью уехал в город Сальск Ростовской области. Там окончил школу. Затем поступил на учительские курсы и стал преподавать в посёлке Конезавод имени Будённого. Заочно поступил в институт. И вскоре молодой педагог стал директором поселковой школы.
Кроме того, Фёдор принимал активное участие в общественной жизни. Был секретарём комсомольской организации. Потом членом партии. Занимался спортом. Очень увлекался футболом. Занимался художественной самодеятельностью и великолепно пел. Его дочь Лариса так писала о своём отце: «Он спешил жить, спешил успеть везде, как будто знал, что жить ему осталось немного…».
В 1940 году Фёдора Самохвалова призвали в Красную армию. А в 1941 грянула война. И на войне Фёдор спешил всё успеть. Был комиссаром роты, заместителем политрука и командиром танка. При этом сам ходил в разведку. Вызывался на самые опасные задания. В Штеповском районе Сумской области Фёдор Николаевич, сходив в разведку, выявил количество врага и его расположение, что позволило полностью уничтожить штеповскую группировку гитлеровцев. При этом Самохвалов, уже на своём танке ворвавшись в расположение врага, вместе с экипажем уничтожил фашистский танк, две миномётных батареи, батарею крупнокалиберных пулемётов и до взвода пехоты. А ещё лихой командир захватил два автобуса с немецкими штабными документами. И в последнем бою Фёдор Самохвалов проявил чудеса храбрости и самоотверженности.
Всегда в атаках был впереди
Соломон Горелик родился в 1913 году в городе Бобруйск. Переехал в Ленинград, и работал токарем на заводе. А потом решил связать свою жизнь с армией. Вначале поступил в лётное училище, однако в итоге пошёл служить в танковые войска. Гениальный токарь и механик был назначен помощником командира роты и получил звание воентехник 2-го ранга. В совершенстве знал материальную часть машин, что и помогло, когда грянула война.
Войну Соломон Аронович встретил во Львове, в Западной Украине. Участвовал в оборонительных боях за Житомир, Бердичев, Киев, Белгород. Бесстрашный воентехник прямо под огнём вытаскивал с поля боя подбитые танки. Зачастую, если повреждения были незначительными, прямо во время боя ремонтировал повреждённые машины.
Часто Горелик принимал участие в боях как командир танка. Под городом Богодуховым танк Горелика, прорвавшись в немецкие расположения, уничтожил 8 орудий, 3 миномёта и несколько пулемётных гнёзд противника. Под Штеповкой экипаж Горелика уничтожил 4 противотанковых пушки, 6 миномётов и более двух взводов вражеской пехоты. Батальонный комиссар Корякин так написал о своём сослуживце: «Во всех боях товарищ Горелик своим героическим примером увлекал за собой в бой другие танковые экипажи. Он всегда в атаках был только впереди».
Музей
В музее школы №33 как в храме. Здесь весь боевой путь 6-ой отдельной танковой бригады, в которой служили Самохвалов и Горелик. Заведующая музеем Ирина Юрьевна Шаталова бережно перебирает документы:
- Наш музей появился из-за того, что на территории школы была братская могила. И учащиеся вместе с учителями решили установить, кто тут захоронен. И первые фамилии были Самохвалов и Горелик.
На протяжении многих лет дети с учителями рассылали сотни писем: в военкоматы, родственникам, сослуживцам героев. До этого все считали, что танк загорелся от попадания снаряда. Но благодаря огромной работе ребят под руководством военрука Стрелецкой средней школы Виктора Романовича Крамаровского удалось установить полную картину последнего боя нашего Т-34 в Стрелецком. О том, как погиб экипаж Самохвалова и Горелик ребятам-поисковикам рассказал ветеран бригады, Герой Советского Союза Тимофей Максимович Шашло. Он служил вместе с танкистами с самого начала войны, и хорошо знал обоих. Именно от него и стали известны подробности о последнем бое легендарных танкистов.
Послесловие…
Сейчас на месте захоронения Героев стоит памятник. В честь Горелика и Самохвала названы улицы в городе Белгороде. В городе, который танкисты защищали до последнего патрона…