Остановить подрывное вредителострова в системе народного образования

Oct 03, 2024 10:50



«ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УГРОЖАЕТ СУВЕРЕНИТЕТУ И НАЦБЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

27-28 сентября в Санкт-Петербурге состоялось знаковое мероприятие для всех защитников традиционных ценностей - первый Всероссийский семейный форум, собравший экспертов, представителей власти, общественных, научных деятелей из разных городов России. Множество секций, охватывающих темы защиты жизни человека с момента рождения, роль внешнего влияния на нашу демографию, защиты нашего образования, наших детей от деструктивного контента, являли собой одну задачу - сформировать образ будущей России как суверенного, процветающего государства, для которого на первом месте - семья, достоинство и свобода человека, развитое и защищенное от современных угроз общество, основанное на идеалах духовности, нравственности и культуры. Считаем важным рассказать для начала о секции «Достижение суверенитета в образовании: от доктрины к реальности», где независимые эксперты и общественники дали очень важные предложения по изменению нынешней, катастрофической ситуации, в которую вогнали русскую школу «цифровые трансформаторы».

Очень важно, что Всероссийский семейный форум характеризовался максимальной открытостью экспертов, смелостью озвученных оценок состояния социальной сферы страны, причин нынешнего кризиса и конкретных предложений. Многие доклады участников форума уникальны, взаимно дополняют друг друга, позволяют в полной мере увидеть картину происходящего и подготовить варианты решения проблем. Некоторые выступления вызвали последующую дискуссию и споры, что тоже полезно, ибо в споре нередко рождается истина. Но красная нить докладчиков была четкой: если не провести назревшие давно законодательные изменения в короткие сроки, если чиновники в высоких кабинетах проигнорируют озвученные проблемы (в частности, в образовании), мы можем полностью лишиться суверенитета страны, потерять молодое поколение.

О текущем положении в многострадальном отечественном образовании, о путях решения озвученных проблем рассказала к.ю.н., эксперт Совета Федерации и Общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр:

«На текущий момент политика в сфере образования характеризуется непоследовательностью, наша основная рекомендация чиновникам: продолжать очистку образовательной сферы в соответствии со Стратегией нацбезопасности РФ и Указом президента РФ о защите традиционных ценностей.

Ключевые проблемы образования на сегодня, накопившиеся за последние десятилетия (на них обращают внимание и педагоги, и родители, и эксперты):

- крайне низкое качество образовательных программ и материала в учебных пособиях. Они характеризуются бессистемностью, хаотичностью, в них нарушаются основные принципы дидактики, например, «от простого к сложному». Отсутствует доступность изложения с учетом возрастных особенностей детей. Правила в учебниках зачастую не приводятся, либо они так излагаются, что размазаны по всему параграфу кусками. И ребенок, прочитав учебник, получает кашу в голове.

Учебники по Окружающему миру, например, можно выбросить на мусорку, потому что они абсолютно бессодержательны, но отнимают много времени у детей - от математики, чтения и русского языка. Считаем, что этот предмет должен уйти в прошлое, нам надо вернуть природоведение.

Современные учебники заставляют детей искать ответы на вопросы в интернете. Вот буквально вчера дочка мне говорит: «Нужна электронная презентация…» Русский язык, пятый класс. И почти каждый день такое задается: «найди в интернете, сделай презентацию…» Такие задания нивелируют ценность педагогической работы, ценность учебников как таковых. Дети фактически переводятся на самообучение, при поддержке родителей. Мы постепенно идем к слому традиционной функции школы - обучению детей.

Поэтому первая и основная наша рекомендация: обеспечить должную систематизацию обр. программ, качественную переработку пособий с учетом классических правил дидактики и соответствия заданий, проверочных работ и любых аттестаций учебным программам.

- нехватка бумажных учебников. Дети вынуждены отправляться к электронным учебникам, зачастую они буквально учатся с телефона. Конечно, это никакое не образование, я уже молчу о зрении. Электронные образовательные ресурсы могут существовать, но только в помощь желающим, не требовать в обязательном порядке никаких регистраций в разных информационных системах.

- тестовый подход в школе - как к проверке знаний, так и к организации школы как таковой. Тестовые системы ОГЭ/ЕГЭ/ВПР исключают качественную проработку материала, ограничивают мышление детей, загоняют их в заранее заданные рамки ответов, не развивают мышление и речь. В принципе от тестовой системы надо отказываться, и эта проблема идет с младших классов, потому что учителя начинают с самого раннего возраста натаскивать детей на тесты.

В школы должны вернуться традиционные экзамены, где дети пишут или проговаривают ответы на вопросы.

С прошлого года введена самодиагностика для школ. Она имеет, по сути, тестовый характер. Эта самодиагностика окажет на школы такое же влияние, как ЕГЭ на образование в целом. Она предусматривает такие показатели для оценки школы, как «регистрация в «Сферум». Если не менее 95% обучающихся и педагогов зарегистрировались в «Сферум» - это плюс два балла. Если сто процентов педагогов активно используют «Сферум» - это плюс три балла.

Это то, на что президенту недавно жаловались в Совете по правам человека. Педагоги вынуждены отправлять другу сообщения, порой, бессмысленные, чтобы показать активность там. А то, что дети из-за этого зачастую лишены внимания учителей - уходит на второй план.

Еще один балл получает школа, если у нее есть победитель олимпиады муниципального уровня. Еще можно получить балл за мероприятия по обеспечению доступности образования для детей с инвалидностью. У каждой школы есть свой кадровый потенциал, своя специализация. Как можно все школы подставлять под эти критерии? Здесь сравнивается то, что сравниваться не должно. Эта диагностика ведет к своего роду социальному рейтингу, пока только для школ. А в конечном счете - для детей. Поэтому ее необходимо отменить.

- активное вовлечение детей в соцсети государственными структурами (Минпросветом). В школе настоятельно рекомендуют регистрироваться в «Сферум» - мессенджере на платформе «ВКонтакте», то есть в соцсетях. Фактически постоянная борьба с тем, что требует от тебя школа, чтобы считаться хорошим, приводит к конфликтам между участниками образовательных отношений, держит в постоянном напряжении педагогов и родителей, администрацию школы. Эта обстановка оказывает крайне негативное действие на развитие ребенка в целом, невротизирует его.

Необходимо законодательно запретить эксплуатацию соцсетей в обр. процессе.

То, что детей постоянно отправляют в интернет за поиском информации… У нас интернет переполнен деструктивной информацией. Пока он от нее не зачищен, не может быть и речи, чтобы даже старшеклассники туда шли. Фактически речь идет об отправке детей в публичный дом, чтобы они там выполняли школьные задания. В учебниках, энциклопедиях должен быть весь материал, по которому дети должны готовиться в рамках учебной программы.

- неадекватная нагрузка на детей. Она связана и с неадекватностью программ, о чем было сказано выше, и конечно с добровольно-принудительной внеурочной деятельностью. В рамках той же диагностики школ + три балла получает школа, где детям обеспечены 10 часов внеурочки в неделю. 10 часов! Школы заинтересованы в том, чтобы на ней сидело как можно больше детей. А кто подумал о СанПиНах?

У нас постоянно в школе какие-то часы, которые как бы обязательны, хотя по закону они таковыми не являются. «Разговоры о важном», профориентация, Семьеведение… постоянно идет разрастание программы для детей. А кто учитывает их психологические возможности? В результате у нас восьмые классы раньше 16 часов не приходят из школы… И если ты хочешь своего ребенка не водить на эту внеурочку, возникают конфликты. Сейчас идет грубое нарушение санитарных норм и правил, из-за введения вот этих как бы обязательных часов внеурочки.

Считаем, что в законы и подзаконные акты надо внести четкие формулировки: любая внеурочка, включая РОВ, профориентацию, является исключительно добровольной для детей, с письменного согласия родителей.

В СМИ все подается так, что у этой внеурочки исключительно благие цели. Попробуй, начни протестовать против этого. Тебе скажут: ты что, против патриотизма, против укрепления семьи? Никто не против, но все как будто сделано для того, чтобы сам ребенок начал все это ненавидеть. Любовь к Родине надо поднимать через предметное обучение: через литературу, историю.

- сбор персональных данных детей в разных ИС. Регистрация на Госуслугах, в региональных ИС, на mos.ru становится обязательным условием доступа к образованию. По Конституции у нас каждый имеет право на образование, а фактически сейчас попасть в школу в обход слива ПД ребенка в единые информационные системы становится невозможно. В Москве, например, принято распоряжение Департамента образования и науки 87-р, о том, что личные дела учащихся ведутся только в электронном виде. Они ссылаются на ФЗ «О статусе столицы», по которому Москва теперь может оказывать Госуслуги только в электронной форме. Под соусом поправок, связанных с градостроительством, внесли поправки, отменяющие многие конституционные права граждан.

По сути, сегодня ни получить аттестат об окончании школы, ни поступить в вуз без записи в ИС, без идентификации ребенка по СНИЛС - невозможно. У нас теперь списки поступивших в вузы - это не фамилии, а номера. И это в стране, победившей фашизм, принцип «нет номера - нет человека».

Предлагаем включить в рекомендации форума позицию о том, что и зачисление в школу, и учет успеваемости, и аттестация с регистрацией в ГИС и автоматической обработкой ПД - только по желанию родителей и только при наличии альтернативы. С наказанием за ее отсутствие. У нас обычно говорят: не хотите - не регистрируйтесь, но при этом тебя лишают права на доступ к образованию.

Идентификация человека по номеру вообще должна быть исключена в России как унижающая человеческое достоинство.

Также считаем, что в закон должен быть внесен пункт об обязательности бумажного дневника. Он дисциплинирует ребенка, повышает его ответственность. И оценки, которые ты видишь вживую, мотивируют гораздо лучше, чем двойки или пятерки где-то там в облаке, в интернете.

- недоступность олимпиад по физ.-мат. и био-направлению без регистрации на цифровых платформах. Школьный этап ВОШ проводится только через компьютер, он переведен на частную базу фонда «Талант и успех». Считаем, что это профанация школьных олимпиад и их девальвация. Надо вернуть школьный, муниципальный этап в традиционное русло, как он проводился ранее.

- разваливается система дополнительного образования. Планируется поэтапный переход на систему персонифицированного финансирования доп. образования. Это регистрация через навигатор, с заведением персонального сертификата на доп. образование на определенную сумму. Мой ребенок не смог поступить в кружок, потому что мне сказали: где ваш СНИЛС, где ваш «Навигатор»? До свидания. Я понимаю, что можно с этим бороться и т.д., но мы не хотим жить в условиях постоянной борьбы на каждом шагу. Давайте мы создадим такие условия для родителей, чтобы они могли спокойно воспитывать детей.

Доступ к дополнительному образованию должен быть без принудительной регистрации в электронных системах и в «Навигаторе».

- цифровизация молодежного и профессионального спорта. Стратегия развития спорта в России предусматривает: введение электронного паспорта спортсмена, камер во всех спортивных залах, создание 300 центров кибер«спорта» до конца 2026 г. Это тоже уничтожение спорта, потому что многие будут против слива ПД детей в эти системы. Один из планов Минспорта предполагает даже контроль двигательной активности и местонахождения населения (!).

Существующие проблемы серьезно угрожают здоровью и развитию учащихся, подрывают эффективность обучения и реализацию конституционных прав в сфере образования, охраны здоровья, неприкосновенности частной жизни, угрожают суверенитету и национальной безопасности России. Передадим все рекомендации в письменном виде».

Доклад Анны Швабауэр совсем не является многословным, если кому-то так показалось. Он в полной мере соответствует выводам из анализируемого «Катюшей» состояния нашего образования, по которым мы регулярно публикуем материалы. И сжато ставит самые острые вопросы, давая на них ответы-рекомендации власти. Очень важно, чтобы перечисленные рекомендации восприняли всерьез, и они как можно скорее получили воплощение. Может ли Минпросвет с нынешним министром Кравцовым-Брауном во главе осознать масштабы катастрофы и начать менять ситуацию - вот в этом у нас большие сомнения.

Общественный уполномоченный по защите семьи Ольга Баранец выступила с разбором осуществляемой форсайтщиками в образовании инициативы о внедрении цифрового портфолио ребенка и последующему выстраиванию «персональной траектории» его обучения и карьеры по машинному алгоритму:

«Расспрашивала как-то раз своих знакомых из США, как у них построено обучение в школе? И узнала интересную вещь - там с первого класса учитель создает в школе файл-досье на ребенка, куда вносит все: как он двигается, общается, каковы его внеурочные успехи… И дети (и их родители) там очень боятся сделать что-то не так, чтобы в это досье не попала какая-то негативная информация. Школьникам там рассказывают, как они должны себя вести, чтобы файл был хорошим. Родители его посмотреть не могут. Дальше файл «запаковывается» и отправляется в колледж. И там руководство оценивает, достоин ли ребенок у них учиться.

Я так понимаю, что это и есть траектория развития, в рамках которой 11 лет собирается информация на ребенка, за ним наблюдают, а потом делаются выводы о твоей будущей профессии. Хочешь быть сварщиком, а пошел учиться на балерину - тебе откажут. Не откажут только в том случае, если у тебя найдется достаточно денег.

А что происходит у нас? Учительница недавно опубликовала свой крик души, который размещали на сайте ОУЗС - «не могу заполнять 27 листов бюрократии на каждого ребенка». То есть у нас учителя тоже обязаны собирать эту информацию. Уже есть цифровое портфолио обучающегося на федеральном уровне.

Если под портфолио подразумевать твои достижения, успехи, лучшие результаты в какой-то сфере - ничего особо плохого в нем нет. Но то, что заполняют у нас - это не портфолио, а досье. По смыслу оно похоже на такое, какое заполняют, например, на преступников. Фиксируется каждая твоя ошибка. Почему это плохо? Данные о человеке надо делить на статичные и динамичные. Статичные данные - это твое имя, фамилия, год рождения, даже итоговые оценки - это информация, которая один раз возникла и больше не меняется. А вот динамические ПД - это своего рода точки развития ребенка, соединив которые, можно выстроить единый график.

Это не новая идея - составить портрет из характеристик поведения человека, чтобы прогнозировать его поведение. В 20 веке многие психологи разрабатывали такие алгоритмы. Мы не знаем, что далее делается с данными наших детей, которые собираются в портфолио, какие алгоритмы обработки к ним применяются. Этого не знают ни учителя, ни завучи, ни директора школ.

Какое решение этой проблемы? На наш взгляд, оно одно - отказ от создания базы данных с цифровыми портфолио детей. Если она уже создана, ничего особо уже не придумать. Можно конечно какой-то закон принять, который формально ограничит рамки использования этой базы… Но если есть база данных, уже невозможно ее контролировать. Как говорил IT-эксперт Игорь Ашманов, мы вступаем в эру, когда нами будут управлять сисадмины и программисты - только они в курсе работы алгоритмов обработки и анализа цифровых данных.

Считаем, что надо законодательно предписать хранить все динамические ПД ребенка только на бумажных носителях.

Еще хотелось бы отметить важный момент - искусственный интеллект (нейросеть) не работает так, как наш мозг. Это просто комбинаторика, перебор большого количества известных вариантов. А наш мозг характеризуется спонтанностью. Когда и в чем произойдет прорыв у ребенка - никто заранее предугадать не может. Поэтому любая персональная траектория - это ограничение в развитии ребенка.

Все мы помним сказку «Гадкий утенок». Если бы его изначально назвали лебедем, никакой проблемы бы не было. Проблема заключалась в том, что на него изначально навешали негативный образ утенка, по ошибке. И мне кажется, что вот эти файлы, траектории, портфолио - делают то же самое. Они ограничивают детей, навязывая им кем-то заранее определенный алгоритм развития.

Поэтому наша позиция в том, чтобы максимально распространять среди родителей информацию о важности отказа от автоматизированной обработки динамических ПД детей и требование вести учет сведений на бумажных носителях».

Особого внимания заслуживают и тезисы главного редактора РИА «Катюша», председателя экспертного совета ОУЗС Андрея Цыганова:

«В русской традиции и в трудах и великих классиков Ушинского, Рачинского, Сухомлинского, Макаренко и др. образование всегда было связано с воспитанием, было в некотором смысле функцией воспитания. В Царской России вплоть до революции 1917 года сохранялся баланс между родительской и учительской властью, но приоритет оставался за родителями. Свод законов Российской Империи ч.10 «О власти родительской» говорил о том что «родители должны обращать все внимание на нравственное образование своих детей и стараться домашнее воспитание приготовить нравы их и содействовать видам правительства». Также там говорилось, что «родителям предоставляется на волю воспитывать детей своих дома или отдавать их в общественные заведения от правительства или частных лиц утверждённой статья (ст. 173-я).

Революция полностью отрицала естественное право родителей на воспитание своих детей. Из Советского Гражданского кодекса почти полностью были исключены разделы, касавшиеся семейных отношений, родители обязаны были отдавать детей в школу под угрозой лишения родительских прав.

Политика советского государства в области семьи и воспитания была реализацией принципов провозглашенных ещё в «Манифесте Коммунистической Партии» - т.е. запрет семейного воспитания и замена его исключительно общественным воспитанием. Подписанный председателем ВЦИК Яковом Свердловым декрет от 30 сентября 1918 года «О Единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» отменял единые программы, классно-урочную систему оценки, дисциплину, а вместо учителей вводил школьных работников (шкрабов). (Правда, в 1931 году Сталин отменил это положение специальным постановлением ЦК ВКПБ).

Как это все похоже на нынешние реформы, начиная от фактического запрета посещения школ родителями, замены учителей тъютерами и заканчивая индивидуальными траекториями и соц. рейтингами учеников! Вторым направлением «реформы» образования от нынешних троцкистов стало унижение статуса учителя. Родители знают, что самое большое воспитательное значение оказывают не нравоучения и не знания, а личность родителя и педагога.

Именно поэтому враги Русской цивилизации втоптали в грязь статус учителя, замордовав его нищенской зарплатой, нагрузкой, отчетами, запретами наказаний нарушителей дисциплины, диким разделением в уровне оплаты труда директора школы и учителя (в 10 и более раз). Кстати, в императорской России зарплата учителя гимназии составляла на наши деньги порядка 10 млн рублей в год, профессора - в пять раз больше, а директор гимназии и вовсе имел 4 чин Табели о рангах (генерал и его высокопревосходительство).

Третье направление антиреформы - учебные пособия. В наше время разрушители образования пытаются отменить бумажные учебники и даже нашу великую классическую литературу, заменив их низкопробными суррогатами и цифровыми платформами, преимущественно от грефовского ООО «Сберобразование».

Опыт СССР и нынешней РФ показал: простая грамотность и вообще простая сумма знаний не обеспечивает национальной идентичности и не спасает государство от развала, не говоря уж о воспитании патриотов. Смысл и содержание контекста образования должны определяться религиозно - цивилизационным или хотя бы идеологическим фактором. В советское время «цветущая сложность» классического русского образования сменилась унификацией и упрощением - но даже и в таком виде оно оставалось лучшим в мире. С запретом идеологии в нынешней РФ образование утратило свою духовную основу и смысл, превратившись в профанацию - привитие навыков (компетенций) вместо фундаментальных знаний и воспитание потребителей.

Иван Аксаков говорил: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом. Цивилизация завершается одичанием, свобода - деспотизмом и рабством. Совлекший с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет - уже совлекает с себя - и образ человеческий, и возревнует об образе зверином».

Да не будет так. Пора возвращаться к нашим цивилизационным истокам, назад, в будущее», - подытожил Андрей Цыганов.

Этим докладом, находящимся в русле правильных духовных и моральных ориентиров для нашей страны, логично закончить представление образовательной секции форума. Надеемся, вскоре будет опубликовано видео секции в целом, потому что рассказывать далее - займет слишком «многа букафф» (желающие могут скачать видео секции по образованию тут https://dropmefiles.com/VUJ8O). Очень важные слова и мысли должны привлечь внимание официозных СМИ, найти отклик у чиновников всех уровней. ГосСМИ эти темы, по понятным причинам, малоинтересны. А вот от чиновников ждем обратной связи. И даже если ее не будет в должной степени - начало объединения всех людей доброй воли в России положено. Работа по части защиты суверенитета страны и реакции на большие угрозы в социалке будет продолжена.

РИА Катюша

враг не дремлет, семья и школа, образование, вредители

Previous post Next post
Up