«БОГОСЛОВЫ» ЗА СПИНОЙ МИГРАНТОВ: КТО СТОИТ ЗА НАМАЗАМИ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

Jul 24, 2024 13:26



Затушенные таджиком-мигрантом с молитвенным ковриком свечи в храме, массовый намаз при входе в другой, бесцеремонно молившийся в третьем мигрант - все эти произошедшие за последние месяцы события суть звенья (причем лишь первые) одной цепи, которую общество просто не замечает. «Первый русский» исследовал некоторые заявления о допустимости намаза в храмах, которые муфтии и имамы транслируют со своих ресурсов.

НЕВМЕНЯЕМЫЕ - ЭТО НОРМАЛЬНО
Следственный комитет России завершил расследование и передал в суд уголовное дело в отношении 20-летнего гражданина Таджикистана Аскара Бутаева, который 18 июня «с целью оскорбления религиозных чувств» затушил свечи и толкнул прихожанку в храме Святого Праведного воина Адмирала Ушакова в Южном Бутове. Однако есть одно важное «но».

В ходе расследования уголовного дела была проведена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, по результатам которой он признан нуждающимся в принудительном лечении. В момент совершения инкриминируемого деяния он не мог осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и руководить ими в силу наличия психического расстройства,

- говорится в официальном пресс-релизе Следственного комитета.

Уж слишком просто объяснять подобные действия простым помешательством, словно в анекдотичной объяснительной «ничего не помню, пьяный был». На этот счёт, кстати, есть старая поговорка: «Что у трезвого на уме - у пьяного на языке».

У Шахзода Джурабоева, приехавшего из Таджикистана и избившего 23 августа 2023 года совершавшую в шортах и футболке пробежку девушку-спортсменку в подмосковном Нахабине, тоже сразу же нашли психические помешательство, хотя мотив преступления на почве ненависти в связи с несоответствием одежды девушки шариату налицо. И сам Джурабоев кричал при нападении девушке и прохожим: «Почему ты так оделась? Почему она так одета?».

И Гюльчехру Бобокулову, которая 29 февраля 2016 года убила четырёхлетнюю малышку, а потом в чёрном одеянии вышла с отрезанной головой несчастной девочки на улицу, тоже объявили сумасшедшей, - хотя опять же налицо подражание казням ИГИЛ* и т.д.

Стоит обратить внимание, что Бутаев, который по-хозяйски зашел в церковь и обошёл её, задувая все свечи перед иконами, держал в руке молитвенный коврик. Не просто шёл по улице и услышал голоса в голове - а собирался совершить намаз. Уж не в церкви ли?

Стоит напомнить, что перед этим имели место сразу несколько демонстративных намазов в православных храмах. Один случай произошёл 28 июля 2023 года (в праздник Дня Крещения Руси!) на прихрамовой территории у дверей храма Святого мученика Виктора Воина в подмосковных Котельниках. Приезжие, сопровождая своё деяние заявлениями «пришли с братьями намаз в церкви сделать» и «мечети закрыты, мусульмане пошли молиться в церковь», совершили это действие прямо на месте.

9 сентября 2023 года неизвестный мужчина восточной наружности, представившийся Зафиром, развернул коврик и начал молиться в соборе Святых Петра и Павла в Саратове.

«Первый Русский» разобрался и выяснил, что всему этому предшествовала массированная медийная кампания, убеждавшая мусульман, что намаз в церкви вполне допустим. Ниже мы перечислим основных авторов этой идеи.

ФАТЫХ ГАРИФУЛЛИН
Началось всё с того, что 17 июня 2008 года популярный исламский сайт Islam News опубликовал сначала новость, а спустя две недели и полный текст письма к Патриарху Алексию II от главы Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России (входило в состав Совета муфтиев Равиля Гайнутдина) Фатыха Гарифуллина:

Обращаюсь к Вам как к главе Русской Православной Церкви от лица своих сограждан и единоверцев, которые сталкиваются с существенными трудностями в совершении положенных в исламе поклонений из-за катастрофической нехватки мечетей, с просьбой позволить мусульманам по пятницам проводить богослужения в православных храмах.

Собственно говоря, казый - это глава шариатского суда, но в данном случае речь идёт о главе регионального муфтията, только оформленного под другим названием. В 2011 году Тюменский казыят переименовался в Духовное управление мусульман Тюменской области, причём во главе его остался тот же Гарифуллин, пояснивший при избрании журналистам, что и так «давно выполняет обязанности муфтия».

Вновь к этой идее Гарифуллин вернулся спустя два года, заявив 24 сентября 2010 года в интервью сайту «Интерфакс-Религии» (ныне закрытому):

15, 16 и 17 ноября у нас намечается праздник Курбан-байрам. В эти дни народу будет очень много. Поэтому я хотел, если позволят, допустить мусульман в церковь и намаз прочитать… В Москве около 800 церквей, я иногда бывал и заходил в них - что я вижу на практике? Там обычно стоят бабушки: две-три бабушки со свечками.

При этом взывавший к толерантности православных Гарифуллин сразу же оскорбил их, заявив, что «у мусульман запрещено идолопоклонство, нельзя обращаться к изображениям, к крестам», поэтому иконы в храмах мусульманам придётся «завесить»:

Если бы разрешили использовать вот эти площади в православных храмах, то вопрос завесить иконы - это лёгкий вопрос. Было бы помещение, а вопрос с иконами можно было бы урегулировать - завесить, закрыть.

Тут, кстати, становятся понятна логика таджика с молитвенным ковриком, сосредоточенно тушившего свечи перед иконами в храме. Ведь, с его точки зрения, свечи перед иконами - это «идолопоклонство», от которого надо освободить помещение перед намазом.

ИЛЬДАР АЛЯУТДИНОВ
Конечно, мнение тюменского казыя не столь уж авторитетно и заметно. Но второе заявление прозвучало уже после аналогичного мнения, высказанного имам-хатыбом (настоятелем) Соборной мечети в Москве и председателем Духовного управления мусульман Москвы Ильдаром Аляутдиновым.

Москва - единственное место в мире, где на миллион с лишним мусульман приходится всего четыре мечети. Нам не хватает молельных помещений. Мусульманам разрешено отправлять религиозные потребности в православных храмах, но не хотелось, чтобы люди прибегли к этой крайней мере,

- заявил Аляутдинов 14 сентября 2010 года в интервью московскому изданию газеты Metro (на сайте газеты оригинальная публикация почему-то удалена; хотя и доступна в веб-архиве; заново та же публикация выложена на сайте от 21 ноября 2010 года).

Поскольку такие плохо замаскированные угрозы вызвали огромный резонанс, уже 17 сентября 2010 года Аляутдинов вынужден был оправдываться в интервью «Комсомольской правде», хотя всё равно говорил о праве на такого рода действия:

Мои слова просто некорректно истолковали, я не призывал мусульман отправляться в православные храмы. В церковь мы не пойдём… Хотя с канонической точки зрения имеем право. Но это крайний случай. Если у тебя нет другой возможности, ты не можешь помолиться на улице, мечеть далеко, то в принципе ты можешь совершить молитву в церкви… У меня была такая ситуация. Я был в Казани, мечеть закрыта, мы зашли в храм, совершили намаз. И все с пониманием к этому отнеслись.

ШАМИЛЬ АЛЯУТДИНОВ
Вслед за этим подключился старший брат Аляутдинова - Шамиль, имам-хатыб (настоятель) Мемориальной мечети на Поклонной горе и председатель Совета улемов Духовного управления мусульман европейской части России (в 2014 году переименованного в Духовное управление мусульман России) Равиля Гайнутдина.

Что касается возможности совершить молитву в церкви, то прямых повествований об этом («молитесь в церквах, синагогах…») нет ни в Коране, ни в Сунне. Запрет на совершение молитв-намазов (например, когда молитва застала нас в пути) в этих храмах также отсутствует. Учёные, принимая во внимание многие аяты и хадисы, говорили о допустимости совершения молитв-намазов в храмах, например в церкви.

- говорится в статье Шамиля Аляутдинова «Единство непохожих», опубликованной на редактируемом им богословском сайте umma.ru (на сайте в публикации не указана дата).

Интересно, что братья Аляутдиновы описывают якобы реально имевшие место примеры намаза в церкви, причём в одних выражениях и в одних ситуациях, при этом перенося место событий то в Казань, то на Алтай. Имел ли место хотя бы один из этих случаев - неизвестно, подтверждений фактам намазов в церкви, причём где бы ещё и «радушно к этому отнеслись», нет. Но читателя убеждают: можно, сами православные будут рады.

Опять же можно было бы сказать - все эти примеры из 2010 года. Но никто эти заявления не дезавуировал, их до сих пор читают. Более того - та же статья «Единство непохожих» входит в регулярно переиздаваемые сборники статей Шамиля Аляутдинова «Мир души», в том числе в свежее издание 2023 года, и там отрывок про намаз в церкви есть.

ВИСАМ АЛИ БАРДВИЛ
И, главное, представители ДУМ РФ озвучивают подобную точку зрения до сих пор. Так, 6 августа 2023 года исламский телеканал «Алиф ТВ» выпустил материал, посвящённый как раз массовому намазу на территории православной церкви в Котельниках. И член Совета улемов ДУМ России и Союза мусульманских организаций Висам Али Бардвил повторил то же, что ранее Аляутдиновы (которые являются, соответственно, председателем и заместителем председателя - научным секретарём упомянутого Совета улемов ДУМ, то есть его начальством):

Что касается молитвы в церкви и во всех храмах других религий (христианские храмы, иудейские, буддийские и так далее), то единогласно среди всех мусульманских учёных, что разрешается мусульманину совершать там молитву (пятикратную молитву, дополнительную, пятничную). Но есть определённые условия… Первое желательно, второе обязательно. Первое желательно - стараться, чтобы в сторону киблы (направления на Мекку. - Ред.) не было какого-то изображения, или идола, или скульптуры. Второе - это разрешение хозяев, скажем, настоятеля этой церкви, этого храма прихожанина, чтобы это не было против их воли, как будто мы их захватили или происходит посягательство.

Интересно, что в видеоряде, сопровождающем речь Бардвила, «Алиф ТВ» подверстало рядом со словами «не было какого-то изображения, или идола, или скульптуры» мозаику с изображением Христа и крест. То есть те же обвинения христиан в идолопоклонстве, которые Гарифуллин проговаривал вполне чётко, здесь изложены слегка завуалированно.

Заместитель председателя Совета улемов ДУМ выражается, кстати, более откровенно. В комментарии «Газете.Ru» 20 сентября 2023 года Ильдар Аляутдинов, ответив на вопрос о допустимости заходить мусульманам в церкви, что, «безусловно, можно», добавил:

Мусульманам не разрешается совершать церковные обряды. В понимании ислама Бог не имеет каких-либо очертаний или образов, у Него нет ни помощников, ни посредников, для обращения ко Всевышнему достаточно обратиться лишь сердцем. Поэтому если мусульманин зашёл в церковь, он не вправе склоняться перед кем-то, помимо Всевышнего. Согласно принципам ислама подобные действия будут относиться к язычеству и идолопоклонству.

Конечно, Бардвил на «Алиф ТВ» сделал дежурную отсылку к добровольности предоставления церквей под мусульманскую молитву. С другой стороны, широкая аудитория всё равно запомнит и услышит в устной передаче от знакомых только «в церкви делать намаз можно». К тому же, как заверяли братья Аляутдиновы, в самой церкви такое желание мусульманина встретят радушно, что в понимании плохо владеющего русским языком мигранта из Средней Азии значит, что, мол, эти христиане только и мечтают о том, чтобы он в их церковь пришёл и помолился.

ЧТО С ТОГО?
Как отметил в интервью Царьграду исламовед Роман Силантьев, такие заявления улемов ДУМ вполне могли подтолкнуть мигрантов к намазам в православных храмах:

Поскольку они об этом неоднократно заявляли, а их заявления затем перепощивали в соцсетях. Все же три представителя Совета улемов это делали. Плюс ранее Гарифуллин. То есть они это не случайно говорят эту тему регулярно.

Что касается мотивов таких действий со стороны имам-хатыбов московских мечетей, как считает Силантьев, они достаточно просты:

Думаю, делается это исключительно из провокативных соображений, ведь нет никакой реальной необходимости в таких действиях. Это откровенный шантаж. ДУМ знамениты тем, что постоянно шантажируют и власть, и Церковь. Мол, если не будет по-нашему, значит, у вас будут проблемы.

И ненормальность ситуации с такими действиями, по словам исламоведа, «уже многим надоела», с чем связан и уход многих мусульманских общин и муфтиятов от Гайнутдина, что ставит под вопрос и оправданность самого названия - ДУМ.

*ИГИЛ - террористическая организация, деятельность которой в России запрещена.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ «ПЕРВОГО РУССКОГО»

ребятам о зверятах

Previous post Next post
Up