Война выявила наши слабые места в военно-технической и организационной сферах, поставила ряд вопросов в области управления процессами жизнедеятельности страны в особых условиях. Что-то мы уже меняем, что-то предстоит изменить, что-то рассчитано на другой научно-производственный уровень, и нам придётся искать возможности, чтобы обойти препятствия и решить задачи альернативным способом. Но есть сфера, которя не требует создания микрочипов и спутниковых группировок - это сфера человеческих отношений. В этой области тоже обнаружилось немало проблем, взывающих ко вниманию.
Во многих кабинетах, населённых людьми в погонах, я видел исполненные в разной форме тексты с кодексом чести русского офицера. Чаще они висят на стенах в виде развёрнутого пергамента и являются милым атрибутом, свидетельствующим о принадлежности хозяина кабинета к военному сословию с его историей, культурой, мифами и легендами. В большинстве случаев - это украшение, подаренное владельцу по случаю. Содержание текста может быть ему известно, но чаще всего не является частью его личностного содержания. Война с её напряжением отчётливо показала, что военное сословие сегодня переживает кризис.
Тридцать лет межвременья сделали свою работу. Стремление к успешности, карьерные амбиции в условиях, не особо требующих каких-либо кодексов, привели к тому, что основным критерием стали "конкурентные преимущества", основанные не на личных качествах. Порой, впрочем, на них, но на таких, которые наилучшим образом способствуют карьерному росту в атмосфере, где всё продаётся и покупается. В результате был запущен процесс очень специфической селекции, приведший к тому, что человеку, у которого кодекс чести висит не на стене, а выбит внутри, стало очень сложно конкурировать с теми, кто хорошо освоился в современном мире. И если в области технологий мы можем упереться в непреодолимые препятствия, то в области человеческих отношений всё зависит только от нас.