Трудности Музея моды II или Сказка про белого бычка
Apr 26, 2016 11:50
Васильев совсем раскапризничался. Когда уже отрицать очевидное, существование Музея моды, просто неприлично, посыпались претензии, высосанные из пальца. Теперь не суп жидок, а жемчуг мелок.
Здесь считаю необходимым сделать отступление, чтобы не распространять невежество Васильева среди читателей - относительно "Отечественной моды русского происхождения". По порядку: [Spoiler (click to open)]Кружево. Васильев забыл свои собственные слова об иностранном происхождении кружева -впрочем, это давно не удивляет, с памятью у него всегда было плохо:
«Это только в XVI-XVII веке мужчины носили кружево - кружевные воротники, знаменитые жабо, это эпоха трех мушкетеров, маркизов, кружевные манжеты - это как раз изначально мужской аксессуар. Он был создан в Италии на острове Бурано, - рассказывает историк моды Александр Васильев. - Впоследствии стал женским». Историк моды Александр Васильев, часть коллекции которого также участвует в выставке, развенчивает еще один кружевной миф: кружево, даже знаменитое вологодское, не российское изобретение - все технологи привез Петр Первый из Италии и Голландии.http://tvkultura.ru/article/show/article_id/150314/
В ответ хочу процитировать отрывок из исторического очерка С.П.Ершова:
"По вопросу о древности и самобытности русского плетеного кружева наши искусствоведы имеют различные точки зрения. В.А. Фалеева совершенно справедливо отмечает, что люди не могли долго обходиться без ажурных украшений. Автор книги обстоятельно и наглядно раскрывает древнее, известное с V-VII вв. н.э. сагадинское рамочное, художественное плетение, которое сохранялось на Руси, на Украине, в Закавказье до 30-х гг. XX в. как художественное ткачество. Но автор делает вывод: «Кружево - новый вид декоративного прикладного, художественного искусства» [20]. Чем обосновывается эта гипотеза? Древних образцов русского плетеного кружева не обнаружено и не сохранилось до наших дней. Все, что сохранилось из древностей в музеях, на проверку оказалось или художественным ткачеством, или вышивкой. Поэтому отрицается древность кружевоплетения как прикладного русского искусства. И его возникновение относят ко второй половине XVI века.
Известно, что со 2-ой половины XVI в. сохранилось много различных памятников русского плетеного кружева. В прекрасной книге В.А. Фалеевой находится много документальных фактов, подтверждающих древность русского кружева. Но она считает «кружево искусством европейским». Аргументом в пользу европейского происхождения плетеного кружева является утверждение, что понятие «кружево» в Западной Европе появилось в XVI веке, а Италия, Франция и Бельгия до сих спорят, какая страна является родиной кружевоплетения. По истории кружевного дела в странах Европы в 1864 г. вышла книга Б. Полизер «История кружева». В ней рассматривается вся техническая разновидность кружева, сведения о русском кружеве скупы и поверхностны. В 1874 году французский ученый Ж. Сегэн издает книгу «Кружева». Это самая серьезная и содержательная работа по кружевоплетению в Европе XIX века. В этой книге автор впервые отрицает древнее происхождение кружева генуэзского, французского и бельгийского и относит его появление к XVI веку. Он посвящает целый раздел русскому кружеву, отмечает его художественную оригинальность и самобытность техники русских кружевниц. Вот наши искусствоведы - «западники» и решили, что если в Россию кружево было завезено из стран Европы, то оно не могло появиться в России раньше XVI века". http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/promyshlennost/eletskie-kruzheva-i-kruzhevnitsy/kruzheva-glava-1/ Ватник. В. А. Черкасский "Военное управление в Болгарии": "Русская армия столкнулась с «ватными куртками», «ватными фуфайками» (ватниками) в качестве одежды солдат во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Современники отмечали «совершенный контраст» с российской военной формой того времени, приспособленность к климату с резкими переменами температуры". https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA#cite_note-8
Искусствовед Ольга Хорошилова пишет, что ватные куртки появились в России еще в 15 веке:
"... на Руси ватные куртки появились примерно в XV веке, чудесным образом объединив восточный "кэфтэн" c западным акетоном. В них на Руси спасались от морозов, лихо рубились с татарами и ливонцами. К XVII веку кофты и куртки на вате так полюбились русскому народу, что стали частью национального костюма". http://rg.ru/2015/12/07/rodina-vatnik.html
Павловопосадский платок (шаль), а не как пишет неграмотный Васильев "Павловско Пасадский". Павловопосадский платок на Руси берет начало от белого льняного полотнища с вышивкой - убрус*, которым женщины издревле покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль» , позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. http://pavlovoposadskie-platki.ru/istorya-platkov/pavlovoposadskie-platki-istorya/, http://platki.ru/about/history/special/
Убрус* - "женский головной платок, полотенце", укр. убру́с, др.-русск. убрусъ "полотенце" (Жит. Кодрата, ХI в.; см. Срезн. III, 1117 и сл.), ст.-слав. оуброусъ σουδάριον (Остром.), болг. убрус "платок, полотенце", сербохорв. у̀брус, словен. ubrȗs, чеш. ubrus, слвц., польск. obrus. Первонач. знач. "утирка", образовано от u- (см. у III) и к. цслав. бръснѫти, брысати "тереть"; см. Бернекер I, 90 и сл.; Мi. ЕW 370.http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-14128.htm
Оренбургский платок. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. /.../ У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил своё внимание на оренбургские пуховые платки, был П. И. Рычков. В 1766 г. П. И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. /.../ За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха». Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха». /.../ В те времена из года в год численность женского населения превышало мужское, и большая часть вязальщиц были казачьими вдовы в возрасте 30-35 лет. И женщины для обеспечения себя и своих детей, чтобы не допустив нищеты, брали в руки спицы, пух и вязали пуховые платки для продажи. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BA#cite_note-2, http://orengarn.com/muzej/istoriya-orenburgskogo-puxovogo-platka Интересно, что появилась и другая версия возникновения оренбургского платка: задолго до появления русских переселенцев в Оренбургской области местное население занималось вязанием платков. "В Башкирии в последнее время наблюдается всплеск интереса к вязанию платков. А глава Башкирии Рустэм Хамитов заявил, что республике необходимо создать новый бренд. "Оренбургский пуховый платок фактически имеет свои корни здесь - в Башкортостане. Наши предки занимались этим творчеством, этой деятельностью и успешно передали традиции в Оренбургскую губернию, где жило башкирское население", - сказал на этой неделе Хамитов. Однако эксперты подтверждают, что башкирские мастерицы переняли у оренбургских вязальщиц и технику пуховязания, и узоры. "В декоративно-прикладном искусстве башкир техника вязания не являлась традиционной. Пуховязание же, по мнению С.А. Авижанской и других авторов исследования "Декоративно-прикладное искусство башкир", появилось у них не ранее конца XIX - начала XX века", - говорит искусствовед, заведующая галереей "Оренбургский пуховый платок" Ирина Бушухина". http://tass.ru/obschestvo/2325846
(Прим. мое - 1.Удивительно, Петербург, который, по выражению Васильева: "населен таким сбродом, даже стыдно сказать" (Слушать интервью на 26:50 минуте: http://radio.mediametrics.ru/lichnost_v_iskusstve/656/), показывает какой-то урок! 2.Напомню, что открытие музея моды Васильева в Литве постоянно откладывается и в последний раз дата открытия была отложена на 2022 год.)
Если Васильев меньше занимался своей персоной и больше интересовался, что творится вокруг, то давно бы знал, что в 2015 году:
"Ведущие модельеры просят открыть в Эрмитаже музей моды. Татьяна Парфенова, Ирина Селюта, Артем Балаев и другие дизайнеры обратились с такой просьбой к директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. Об этом пишет издание «Петербургский дневник». Дизайнеры считают, что Музей петербургский музей моды можно было бы разместить в Старой Деревне, где был открыт реставрационно-хранительский центр Эрмитажа, или в здании Биржи. Предполагается, что экспозиция будет отображать всю историю костюма: от придворного до современного.
Директор Модного Дома Lilia Kisselenko Ирина Селюта в комментарии для «Собака.ru» : Я инициировала обращение к директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому и собрала подписи всех ведущих дизайнеров. Этот музей необходим как воздух: в музеях города хранится огромный фонд костюма, но он доступен только для профессионалов и закрыт для широкой аудитории. Мода интересует всех, это важно, отразить мощный пласт культуры. То, как люди сейчас одеты - это влияние того, что они не учатся культуре костюма, она прервана, хотя истоки есть. Вопрос только в том, где их экспонировать. Частный музей не подходит - сегодня он есть, а завтра его нет, нужен государственный, где мы могли бы выставить всю цепь: придворный костюм, прислуга, военный мундир, бытовой и театральный костюмы и многие другие. Важно также не потерять, сохранить моду 20 века. И, кроме того, выставлять современную - многие дизайнеры и рады подарить свои коллекции, но сейчас некому».
Эрмитаж поддержал инициативу дизайнеров и приступил к созданию музея моды под своей эгидой. Опять не так - Петербург, не Москва. И не Государственный музей моды. Почему непременно государственный?
Когда Васильев пытается объяснить, почему ему никак не удается создать музей моды в России, то каждый раз придумывает все новую ерунду, иногда вдохновляясь новостями из газет. Сейчас причина - идеология и плохие отношения с Западом. Раньше - идеология и Советский Союз. Похоже, идеология - неясно, правда, какой смысл вкладывает в это слово сам Васильев - та Бука, которая беспокоит прежде всего самого Васильева, но по своему обыкновению Васильев приписывает свои чувства другим.
"Меня спрашивают, когда же будет музей моды? Да никогда его не будет, музея моды, в России! Потому что это идеология, музей моды - это идеология. А так как сегодня у нас идеология совершенно особенная, показать весь стиль советской одежды - это, все-таки, приоткрыть дверь в этот чулан, где масса скелетов стоит". http://www.silver.ru/programms/ottsy_i_deti/+editions-of-the-program/materials-AleksandrVasilev/
"Я хочу помочь России открыть музей Моды, но чувствую сопротивление, потому что мода - это идеология. Поиски в истории моды рождают очень неприятные ассоциации. Сейчас мы живем в эпоху «перекодирования мозгов». Сегодня многие бы хотели, чтобы мы думали по-другому. В одежде это отражается, поэтому я и собрал уникальную коллекцию русской и советской одежды (помимо французской, английской), которая заслуживает такого музея!" http://stylemeprague.com/ru/interview-alexandre-vassiliev-v-prage/
Доходило до совсем экзотических версий:
"Я думаю, что чиновникам не хочется, чтобы был музей моды. Они считают, что их жены и любовницы самые красивые. Они не могут допустить, что красота была во всех эпохах, а бриллианты носили и до них. Это их очень раздражает. Я даже слышал такие разговоры: «Что я там буду смотреть? Вон у моей жены тоже «Шанель» висит». Они не понимают, что прижизненная «Шанель» от кутюр и состроченная «Шанель» в Китае - это разные вещи".http://baikal-info.ru/aleksandr-vasilev-u-menya-net-divana-i-televizora, http://stop-vasiliev.livejournal.com/20495.html
Словом, на колу мочало, начинай сначала.
Между тем, в конце марта проходил Московский культурный форум, первой темой которого было развитие Музея моды. Как водится, Васильева, продвигателя идеи создания музея моды, на этом мероприятии не было, ни в числе участников дискуссии, ни в числе слушателей:
Покрасоваться, получить цветы - какие уж тут дискуссии о Музее моды!
***
Как бы то ни было, Васильева из России калачом не выманишь, потому что Васильев нет-нет, а проговорится, что на Западе его шансы равны нулю:
"И жить в России в этом смысле сегодня - это творческая удача, удача коллекционера, удача лектора, удача книгописца, удача телеведущего, удача творца. Здесь я могу сделать то, что мне никогда не дадут сделать в Италии, в Испании, во Франции, в Англии только потому, что там нету никакого финансирования в этой области. Это мое совершенно глубокое убеждение. При всех преградах, с которыми мы можем столкнуться в России, я ценю вот эту материальную составляющую и я понимаю, что в моих словах есть доля цинизма. Но в этом цинизме есть сермяжная правда: нету денег - нет коллекции, нет музея моды. А это моя цель". http://subscribe.ru/group/zabugore/4754519/
А пока что приходится довольствоваться Литвой. А почему нет? Пусть коллекция остается в Литве. В маленькой Литве тоже нужна какая-нибудь коллекция моды.