Интервью Васильева в западной прессе немного, но все они любопытны, ибо являются свидетельством того, как представляет Васильев иностранным журналистам свою родину и свою персону.
As a child 8 to 14 years old, he had his own show on Russian TV on Sunday mornings, a kids' talk show called "Alarm Clock," which featured the Blue Bell Theater for children. "Everyone knew me on the street," he said. "I was the Soviet male counterpart of Shirley Temple, a cute small boy up to the time of my first moustache. Then the charm vanished!" http://www.deseretnews.com/article/371014/LIFE-HAS-DEALT-A-WINNING-HAND-TO-QUEEN-OF-SPADES-DESIGNER.html?pg=all
Перевод: "В возрасте 8-14 лет у него было собственное шоу по воскресным утрам на русском телевидении - детское ток-шоу "Будильник", где гвоздем программы был театр для детей "Голубой колокольчик". "Все узнавали меня на улице" - говорит он. "Я был советской Ширли Темпл, милый маленький мальчик, пока у меня не начали расти усы. Потом очарование исчезло."
Прежде всего, кем была Ширли Темпл. Ширли Темпл начала сниматься в четыре года. А в шесть она уже получила "Оскара" и оставила отпечатки своих ладошек "...на асфальте возле китайского театра Граумана." (Прим. мое - здесь и далее цитаты о Ширли Темпл из постаla_gatta_ciara)
...была создана «Группа Разработчиков Истории Ширли Темпл», состоящая из 19 сценаристов, которые писали специально для Ширли сценарии. Для юной звезды на территории студии было построено четырёхкомнатное бунгало с лужайкой с качелями и расписанными под фрески стенами в гостиной.
Но при этом боссы запретили ей выходить за пределы студии без их разрешения, а уж если она выходила, то только с личным телохранителем, потому что на девочку было совершено два покушения./.../
А еще матери пришла идея завивать волосы Ширли в локоны, подражая актрисе немого кино Мэри Пикфорд. На волне популярности Ширли, родители отводили своих дочек в парихмахерские, чтобы сделать им перманент "Ширли Темпл".
/.../
В 1935 году родители Ширли заключили контракт, по которому студия обязалась выпускать по четыре фильма в год с участием их дочери. Казалось бы: фильмы, куклы, повзрослев, Ширли должна была бы стать очень богатой, но, к сожалению, ее отец неудачно вкладывал все те деньги, что она зарабатывала, и в день ее совершенолетия капитал оказался весьма скромным. Как это часто бывает с детьми-актерами, популярность сошла на нет после неизбежного взросления. Картины, в которых снималась Ширли-подросток, не стали кассовыми.
В итоге, она снималась все реже и реже, зато уже в 17 лет вышла замуж (в первый, но не в последний раз).
Она еще пыталась сниматься в кино, вести передачу на телевидении, но былой популярности вернуть не смогла. Хотя была красивой и талантливой...
16 декабря 1950 года Ширли Темпл официально заявила, что завершает свою карьеру в кино. Позже Ширли Темпл увлеклась политикой и даже была послом США в Чехословакии (с 23 августа 1989 года по 12 июля 1992 года). Вот такой крутой вираж заложила судьба!
Умерла Ширли Темпл в прошлом году, про это писали все средства массовой информации, в том числе, и наши. И тем не менее, маленькая куколка Ширли с ямочками на щеках и упругими локонами навсегда останется кинолегендой./.../ 14 июля в Канзас-Сити пройдет аукцион детских платьев и кукол Ширли Темпл, а пока эти вещи (500 костюмов, кукол, игрушек и пр., сохраненных ее матерью) экспонируются в рамках передвижной выставки "Love, Shirley Temple":
/.../ Будут демонстрироваться игрушки самой Ширли, с которыми она играла, когда была маленькой, а также куклы «Ширли Темпл», производство которых было налажено в 30-е гг и которые сегодня являются вожделенным предметом для коллекционеров кукол. Кстати, куклы этой серии выпускаются по сей день!
Именные куклы "Ширли Темпл":
...Я был здесь художником по костюмам Театра на Малой Бронной, где одевал звезд - Ольгу Остроумову, например. И снимался в кино. - Вы имеете в виду художественные фильмы? - Да. Я в детстве вообще был настоящей звездой. Вел на телевидении детские передачи «Колокольчик» и «Будильник» с Надеждой Румянцевой. Играл в фильме «Кто спасет парня» роль сына Соломина, в «Скорпионовых ягодах» - роль внука Гоголевой. Но это все телефильмы 60-х годов, которые сегодня никто не помнит. - Это вас благодаря известным родителям приглашали? - Ну конечно. В возрасте 8 лет я прошел первые пробы на ТВ, где был нужен ребенок. Мама играла в фильме «Женька-наоборот», и артистам предложили привести своих детей. Я оказался одним из немногих, кто пробы прошел, так как не боялся камеры и быстро учил текст. А потом мне предложили вести передачи, в том числе «Спокойной ночи, малыши!». - На улицах узнавали? - Не то слово! Я не мог ездить в метро. На телевидение мне присылали мешки писем. Писали просто: «Сане Васильеву, ТВ, Москва». Авторами были, разумеется, дети. Мама заставляла меня на все отвечать - писала своим почерком адрес, а я надписывал «Привет из Москвы». Первый автограф дал в 5 лет. http://www.peoples.ru/art/theatre/designer/vassiliev/interview2.html
...- Я уже тогда был популярным, вел детскую передачу «Будильник» вместе с Надеждой Румянцевой. Я пришел на телевидение в восемь лет. Мой первый художественный фильм «Женька наоборот», я играл Женьку в детстве. Но тогда не было видео - и все смыто, остались только черно-белые фотографии. А еще был фильм «Кто спасет парня». Это из американской жизни, я там играл сына Юрия Соломина Джо Пика, почему-то меня так звали. http://www.mk.ru/social/interview/2013/12/06/956163-krasivyiy-prigovor.html
- Первый успех я узнал, когда в 1963 году (Прим. мое - Васильев 1958 года рождения) начал работать на телевидении ведущим. В ту пору было всего три телевизионных канала, и передачи «Театр «Колокольчик», «Будильник», «Спокойной ночи, малыши» сделали из застенчивого ребенка знаменитость. Первый автограф я дал в пятилетнем возрасте. Со всей страны на телевидение приходили мешки писем от детей. На конвертах было просто написано - «Сане Васильеву. ТВ. Москва». Моя замечательная мама заставляла меня отвечать на все письма. Она за меня писала только адрес на конверте, а я корявым почерком выводил на листке бумаги - «Привет из Москвы». Из-за всенародной любви в родной школе мои одноклассники весьма недоброжелательно на меня косились, а учителя открыто ненавидели. Но тем не менее я благодарен этому детскому опыту, ведь тогда я почувствовал удивительную веру в себя, этакую окрыленность. Всю жизнь, особенно в трудные моменты, эта «подзарядка» не давала мне никогда раскисать. http://vm.ru/news/2008/11/25/aleksandr-vasilev-edinstvennaya-natsiya-chitayushchaya-modnie-zhurnali-kak-bibliyu-eto-russkaya-66510.html?print=true&isajax=true
В возрасте пяти лет Александр создал свои первые костюмы и декорации для кукольного театра, тогда же принимал участие в съёмках детских передач на советском телевидении “Театр Колокольчик” и “Будильник”. http://vassiliev.com.ru/maestro/bio/
Впрочем, в передаче Алены Апиной Васильев называл уже совсем другие годы, когда он якобы работал ведущим - 1971-72 годы:
Гостем программы "ФаСоль" на "Москве FM" стал знаменитый историк моды и телеведущий Александр Васильев. Он рассказал о том, как в детстве началась его телевизионная карьера. В 1971-1972 годах Васильев вел две детские передачи, одну из которых - с Надеждой Румянцевой... http://www.m24.ru/audios/61564
Разброс почти в 10 лет.
Единственное фотографическое доказательство работы ведущим:
Надежда Румянцева и Саня Васильев - ТВ ведущие воскресной программы "Будильник" на Первом канале 1971 -1972 год https://vk.com/wall-1240418_6673
Очерк о передаче "Будильник":
[Spoiler (click to open)]«БУДИЛЬНИК» Три дня, во время которых рождался «номер» передачи «Будильник», а я приобщалась к таинствам телевизионного творчества, оставили у меня в памяти ощущение радости от общения с веселыми, умными людьми и некоторое даже огорчение по поводу того, что это общение закончилось.
В конце концов номер был сделан и жил на голубом экране положенные тридцать минут в прошлое воскресенье - квинтэссенция труда, вдохновения, разочарований и поисков, а люди, которые знакомили меня с этим, занимаются следующей передачей и снова проходят весь цикл переживаний, связанных с их работой. Итак, мне было немножко грустно. Хотя в студии царил всеобщий праздник по случаю закончившегося труда и просмотра уже готовой передачи. - Товарищи! - с комическим трагизмом в голосе произнес Александр Левенбук (актер, участник передачи). - Нас опять постигла… удача! Об этой очередной удаче, а главное, о тех, кого она постигла, - наш репортаж. ***
Передача «Будильник» - детская, утренняя, воскресная, развлекательная. Существует она уже три года, что само по себе немало. Но по телевизионным критериям - молодая. Так же молоды ее создатели - я познакомлю вас с той из двух бригад, где редактором Вера Северьянова. О себе она сказала так: - Меня всегда тянуло к развлекательному жанру. Человек я увлекающийся и поддающийся настроениям, а оттого иногда впадаю в крайности.
Потом Вера сказала о каждом из своих коллег: - Андрей Зеленов, режиссер. Очень хороший профессиональный режиссер, с которым приятно работать. Но в том случае, если он «заведется». Выдумщик и озорник. - Марина Яковлева, ассистент режиссера. Человек, умеющий переживать любые неприятности с большим чувством юмора. Никогда не бывает в мрачном расположении духа, словом, наше «ясное солнышко». - Боря Косяков, помощник режиссера. Деловитый, исполнительный, расторопный и хитроумный помощник. - Валерий Рукин, так сказать, кандидат в режиссеры. У нас он пока на практике, но уже ясно, что относится к своей профессии с максимальной серьезностью (у него дома есть даже свой монтировочный стол, где он экспериментирует с пленкой, чем занимается не каждый режиссер). Кроме того, он парень с фантазией.
При том, что каждый из коллег Веры вносит в «лицо коллектива» свою индивидуальную черту - все они люди чуткие к шутке и скорые на выдумку. Мало того, по счастливому совпадению на сей раз такими же остроумными и чуть озорными людьми оказались автор передачи Эдуард Успенский и актеры-исполнители: профессионалы Левенбуки (или Лифшицы, как в шутку называли этот эстрадный дуэт в студии), а также актеры-дебютанты (надо сказать, с неожиданным дарованием, что служило постоянной темой для острот) - поэт Михаил Танич и режиссер Роман Качанов, автор прелестного мультфильма «Варежка». Передачу эту, отличающуюся от прочих выпусков «Будильника», можно было назвать «Взрослые в мире детства». Никакого участия в передаче не принимали на этот раз постоянные герои «Будильника» - дядюшка Друдл, чудак и коллекционер (как-то он демонстрировал даже коллекцию… ребячьих карманов, то есть их содержимого, конечно!). Надо сказать, что дядюшку Друдла с блеском исполняет Володя Храмов, на самом деле режиссер телеобъединения «Экран», а Друдл - это его хобби…
Небезызвестный барон Мюнхгаузен основал в «Будильнике» клуб фантазеров. Кроме того, в передачу приходят гости - кто угодно, например, гномы из спектакля театра «Современник». Они явились в полном составе (кто-то из них даже жарил яичницу!) и имели огромный успех, о чем стало известно из писем, которые «Будильник» получает не иначе как мешками. Из тех же писем явствует, что передачу, рассчитанную на детей пионерского возраста, смотрят дети от трех лет и выше и не только они, но их родители тоже. ***
Путь телепередачи извилист и тернист. В начале его лежит сценарий, в конце - эфир. Бывает, что передача в эфире очень напоминает сценарий, бывает, что и не очень. Промежуток между сценарием и эфиром битком заполнен - от административных хлопот (заявки, выбивание пленки, добыча реквизита, поиски актеров и много др.) до творческих мук, свидетельством чему - бесконечные разговоры, перемаранные страницы текста, неудачи и находки.
Официально же на каждую передачу положено две репетиции (по телевизионному - тракт), один прогон и одна запись (число дублей учету не поддается, поскольку видеопленка не монтируется и все должно быть записано на «одном дыхании»).
Все недоразумения решаются моментально, на ходу, легко и свободно, и оттого в студии царит особенная атмосфера веселья и непринужденности. И если здесь спорят - спорят единомышленники. - Самая спокойная репетиция, - как сказал Михаил Танич, опираясь на свой богатый опыт участия в телепередачах.
И при этом чрезвычайно серьезное, ответственное отношение взрослых людей к своему занятию. Ведущая Лина Вовк, актриса и опытный теледиктор, всякий раз перед записью волнуется, как девочка, а иногда даже плачет (о чем по секрету сообщила мне Вера Северьянова).
Поэт Михаил Танич, который по ходу передачи должен играть в футбол, сдавая «экзамен на детство», в день записи ушел тренироваться на стадион, где и вывихнул себе ногу «в том месте, где нога соединяется с остальным Таничем», как объяснял он растерявшимся в первый момент режиссерам. Выход, конечно, тут же нашли, а Танич принялся в который раз повторять текст собственных стихов по бумажке, слова которых он никак не мог запомнить («Да вы ли их написали?» - подшучивали над Таничем остальные). Режиссер Роман Качанов отказался от эффектной и смешной шутки по поводу камер, не «заряженных» пленкой, только чтоб не разочаровывать ребят, считающих, что передача «живая», а не записанная.
Наконец, генеральный совет в холле перед записью, как перед боем, а под руками у Андрея изрисованный листок бумаги, последние указания, расстановка сил и камер, и вот… Боря Косяков среди безмолвия многих людей произносит: - «Будильник», эфир 8 сентября, один, два, три, четыре…
Пока он считает до пятидесяти, замкнутая в четырех стенах студия со всей своей ослепительной техникой, являет странное зрелище, что-то чуть ли не космическое, словом, в высшей степени торжественное. Потом, когда идет запись, я смотрю не на актеров. Я смотрю через стекло в аппаратную на режиссера Андрея Зеленова. То, что вижу я, достойно кинокамеры, и вышел бы прекрасный фильм о режиссере именно телепередачи, когда он, отрезаннный окном от студии и не могущий уже ни вмешаться в процесс, ни остановить его, наблюдает за тем, что делается на экранах. Какая гамма чувств - от детской радости до искаженного болью лица, какое стремление помочь, подсказать текст, мгновенная смена настроений - словом, это зрелище само по себе уже спектакль.
Жаль, что вас не было на том первом просмотре передачи в пятницу, в 11 часов вечера, когда усталые участники после пяти бывших в тот день репетиций собрались перед экранами взглянуть на дело рук своих. Они смеялись и подшучивали друг над другом. Я не берусь воспроизводить эти комментарии. Вне ситуации и в письменном виде они потеряли бы весь свой блеск. Но это очень важно, это было как свидетельство подлинного остроумия, жизнерадостности и увлеченности всех создателей детской передачи «Будильник». Именно в этот момент Левенбук произнес знаменательную фразу про удачу, и в студии начался праздник, а мне стало немного грустно. Ведь эта, именно эта передача «Будильник» от 8 сентября, уже закончила свое полное труда существование, в котором самый юмор был пронизан серьезностью мысли и добра. *** Мы беседовали с Верой Северьяновой о жанре и его проблемах. - В чем вы, авторы, видите индивидуальность этой передачи? - спросила я. - Передачи такого рода должны строиться на импровизации. Не сценарий решает передачу, но репетиция, в ходе которой возникают весьма неожиданные повороты и ситуации. - Ну да, - сказала я. - Очень комический, а, главное, неожиданный эффект получился, когда маленький кукольный рояль поставили на большой настоящий, - а было-то все из-за тесноты. - Это что! - сказала Вера. - У нас были находки куда более удачные. Например, делали мы передачу «У нас в гостях радиогерои передачи «С добрым утром». В последний, разумеется, момент выяснилось, что Вицин - «Веселый архивариус» - заболел и прийти не сможет. И тогда Володю Храмова, нашего дядюшку Друдла, осенила блестящая, как потом выяснилось, идея. Поскольку «Архивариус» - радиогерой, то он был… невидимка. Был кабинет, двигалось кресло,бумажки, а из-за кадра звучал скопированный голос Архивариуса.
- Ваша передача пользуется большим успехом. Я слышала много лестных отзывов и от детей, и от взрослых. Да и сама, честно говоря, с удовольствием смотрела, правда, редко. - «Будильник» вначале существовал для детей всех школьных возрастов. В то время это была единственная развлекательная передача. Конечно, он был несколько эклектичен, но от этого, на мой взгляд, и любопытнее. Там было все - стихи, разучивание танцев, конкурсы эстрадной самодеятельности. Я до сих пор убеждена, что это было правильно. Затем появились другие развлекательные передачи, а нас административным путем ограничили - теперь мы предназначены исключительно для пионеров. - Словом, «Будильник» теперь отличается от первоначального варианта? - Да, и не только в этом смысле. Он переживает ломку жанра. Дело в том, что сначала «Будильник» строился как остроумный разговор ведущей с ребятами, подводящий к следующему номеру. Теперь «Будильник» почти окончательно делается сюжетным, вся передача на одну тему.Это не то чтобы плохо, но для «Будильника» означает отход от традиций. - Зато оформление у вас традиционное - этот будильник стоит здесь со времен первой передачи? - С оформлением у нас плохо. Был такой роковой момент, когда один из очередных режиссеров (у него была мания грандиозности) вдруг устроил такое оформление - гигантский механизм часов натурального устройства, а ведущие и герои должны были находиться между всеми этими колесами, рычагами и шестернями. Мы, конечно, пришли в ужас, и с тех пор наш старый, надоевший было будильник стал нам куда милее.Теперь у нас готово новое оформление, легкое, изящное и компактное, но нет студии. Нет у нас постоянной большой студии. И еще многого нам не хватает, например, постоянных ведущих, и многое нам хотелось изменить - например, собираться всем в понедельник утром и придумывать передачу следующей недели, а не сдавать сценарии за два месяца до передачи. *** И как всегда в таких случаях бывает, если за чем-то - передачей ли, картиной или просто вещью стоят известные тебе люди и истории, то смотришь на них совсем уже другими глазами. Так и теперь для меня «Будильник», эта передача и те, что будут еще, помимо зрелищной стороны, обрела внутренний, скрытый ранее «закадровый» смысл и особое значение. Надеюсь, что и для читателей тоже.
Прошу заметить, в очерке ни слова о талантливейшем мальчике Саше Васильеве.
Фильмы с участием Ширли Темпл, дублированные на русский, без труда находятся в интернете. Фильмов с "советской Ширли Темпл" вы не найдете. Даже упоминаний о них в фильмографиях указанных актеров: Гоголевой и Соломина:
Фильмография на сайте кино-театр.ру
Фильмография на сайте кино-театр.ру
"Женька-наоборот" повесть, написанная Наталией Лойко в 1962 году. Не удалость найти упоминания о том, что повесть когда-либо была экранизирована.
Когда Васильев говорит о своей звездной работе ведущим и мешках писем перед слушателями, среди которых немало тех, кто по возрасту как раз мог быть зрителем в 60-70-х гг. и засвидетельствовать, что видел Васильева по телевизору, никто не вспоминает и не узнает Васильева: "Да, я вас видел в передаче!" или "Я писал вам письмо". Пример (смотреть на 38-ой минуте):