Размышляя о сектах

Apr 02, 2016 21:17



Интересный пост rahil_rahlenko про лекцию православного сектоведа Александра Дворкина. Я было подумал (взглянув на фото), что автор Лариса Астахова, но нет, хотя очень похожа.

Пишет rahil_rahlenko: "Села я нынче вечерком да ноченькой, подумала, много чаю выпила, с булочками и пиццей. И пришла к выводу, что я не вполне согласна с профессором Дворкиным. Без негатива или агрессии, просто не соглашусь в кое-каком вопросе.

Прежде всего, конечно, хотелось бы представить человека, которого на Ямал пригласила наша молодая епархия совместно с окружным правительством:



И, собственно, мой вопрос.
Я на пресс-конференции этот вопрос задала, потому как он меня беспокоит, конечно. Александр Леонидович упомянул, что одним из инструментов противодействия тоталитарным сектам должно стать (и является) изучение традиционных религий. И вот тут эта профессорская коса нашла на мой ментальный камень. Спрашиваю, как это возможно, если и христианство, и ислам - это своеобразные секты, отколовшиеся от иудаизма. Во всяком случае, многие атеисты (с незашоренными мозгами, то есть не фанатики) именно так и представляют себе это.



Александр Дворкин сказал, что, конечно это не так. Что христианство не откололось, но вобрало всю историю народа Израиля, приняло и Ветхий Завет, а также и в дальнейшем на территориях, где оно распространялось, христианство не разрушало, а созидало. И чем оно отличается от сект, что секта разрушает, в том числе государственность и личность, а христианство - нет. Вот это, кстати, очень и очень спорно, но я не стала спорить, потому что а кто я такая, собственно. Всего-лишь теолог-любитель.
И все-таки, точка зрения Дворкина именно точка зрения изнутри, это именно христианская точка зрения и я сама когда-то её придерживалась.
Общаясь с людьми, общаясь с атеистами, я удивлялась тому, что они не могут понять очевидного. Видя это, я сама всегда хотела понять, что же пытаются донести атеисты. Для меня было важно пойти навстречу иной точке зрения, потому что их часто высмеивали и оскорбляли, а очень хотелось увидеть всё-таки, в чём так может упрствовать человек, что даже насмешки его не смущают. Оказывается, упорствовать он может в здравом смысле.
Ведь если рассудить здраво, христианство действительно откололось от иудаизма, это авраамическая религия-реципиент, она имела своего Лидера и она не признаваема религией-донором (иудаизмом). Я уже молчу про ислам, возникший даже не во времена Второго храма (то же христианство возникло по учению иудея и во времена Второго храма, то есть имеет очень сильное основание иудаизма). И христианство сегодня, равно как и ислам, обладает двумя теми цементирующими силами, которые сам Александр Леонидович назвал главными скрепляющими силами секты - это власть и деньги. Причём власть он назвал главной силой, только потом - деньги.
Я согласна с тем, что секта - это в первую очередь жажда власти, управления толпой. Деньги - лишь приятный артефакт, который, когда их число зашкаливает, уже просто становится маячком силы (или бессилия) власти.
Александр Дворкин приводит в пример бога Кузю, которого, когда оперативники брали в квартире, то обнаружили коробки денег, миллионы рублей, которые просто лежали в жилье у затхлого Кузи, сам же он нуждался лишь в обожании толпы и власти над ней.
Здесь нельзя проводить параллель между Кузей и Христом, так как Христос очевидно был нищим дервишем-иудеем и денег не собирал. Но вот если взять наследников Христа, то во множестве обнаруживаются и властолюбие, и сребролюбие, и нетерпимость инакомыслия. Учение преломилось в головах людей и обрело очень многие признаки секты.
Не возникни христианство, как государствообразующая религия, учение Христа можно было бы назвать ультрамессианским назорейским течением иудаизма. Но вдруг люди потащили христианство во власть, обложили его порфирой, златом и каменьями, и тем самым преобразовали упрямое внутреннее течение (учение) против обыкновенного иудейского фарисейства в ярого противника всего иудаизма.
Но я бы хотела уже опустить все эти свои рассуждения (они достаточно скупы на бумаге), а снова обратиться к сегодняшней лекции Александра Дворкина.



Людей было не сказать, что много, но люди слушали очень внимательно, писали записки лектору и некоторые были весьма презабавны. Например, мне понравился вопрос, что "государство ведь тоже секта?"))) Я прям сразу представила себе человека, кто мог бы это вопрос задать. Меня он умилил и расстрогал, меня всегда умиляет в людях сопротивление и упорство.
Другой вопрос - "Масоны - секта?" Я, признаться, очень хотела его задать, но сказали, что времени уже мало, как вдруг Александр Леонидович этот вопрос прочитал в одной записке последним. И ответил. Нет, масоны - не секта. Они не ходят по городам и весям, и на улицах не хватают прохожих за руки, чтобы впарить им брошюрку о конце света. Хотя тут я бы тоже поспорила, достаточно вспомнить американское масонство, лайт-версию (фаст-фуд) европейского. И тем не менее, эта организация не является сектой, по словам Дворкина.
Дворкин много рассказал о сектах, встречающихся на Ямале. А на пресс-конференции я еще спросила, в каких регионах концентрация сектантства выше. Оказалось, это Дальний Восток. Христианство там изначально было недостаточно развито, случилась революция и по сути люди на ДВ не имели прочных корней и традиций. Потому именно там сегодня наиболее прекрасно себя чувствуют сектанты.

Огромное значение Александр Дворкин просил придать критическому взгляду на манящие вещи. То есть вроде бы и правильные слова он говорит. Секты, по его словам, часто пользуются манящими тренингами "личностного роста", "успешности и процветания", "удачного общения мужчин и женщин", и даже на днях он узнал о тренинге "ведической кулинарии". Всё это может пройти мимо вас вполне безболезненно, а может и втянуть, увлечь и подчинить волю нарцисическому желанию власти мутной кучки людей. Власть и властолюбие - это первая "скрепа" секты, власть, а не деньги (деньги идут потом).
В общем, объём информации был обширным и мне еще предстоит написать ажно две статьи, так что "перегореть" в ЖЖ этой темой мне бы не хотелось, иначе не останется на газету и журнал, куда я ещё пишу.
После лекции люди подходили к Александру Леонидовичу, просили подписать книги:



Я бы тоже хотела такую почитать, но это именно нужно задаться целью и выписать, например, в интернет-магазине. У меня пока слишком много всего в голове, так что я этот вопрос оставлю для изучения на попозже.
Но, конечно, с удовольствием сфотографировалась рядом с профессором Дворкиным. Хотя вид у меня уж очень плохой и уставший (оно и понятно - половина девятого вечера), но все-таки мне было приятно увидеть не упёртого христианина с горящими нетерпимостью глазами, а очень спокойного и рассудительного человека с живым и благодушным взором".

P.S.
Лекция Дворкина называлась "Тоталитарные секты и свобода совести". Название некорректное для публичной лекции, ибо "секта", "сектант" - это понятия конфессиональные, годные для разговоров с единомышленниками (например, православными), но совершенно неуместные для лекции в незнакомкой аудитории. Это как если бы атеист выступил с публичной лекцией на тему "Православный фашизм - угроза обществу". А если бы на лекции Дворкина оказались те, кого он публично оскорбляет, обзывая "сектантами"? Вот пример именно такого случая:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Если бы я был на лекции Дворкина, я бы задал ему такой вопрос: "Можно ли считать голубое лобби РПЦ - тоталитарной сектой внутри русской православной церкви?"

дворкин, протестанты

Previous post Next post
Up