Оригинал взят у
avmalgin в
Письма митрополитам Из письма о.Адельгейма митрополиту Макарию (2006):
Ваше Высокопреосвященство, мы вместе приближаемся к своему пределу. Пора подводить итоги, чтобы нежданная Гостья застала нас готовыми дать Богу отчёт за подаренную жизнь. Не знаю как Вас, а меня беспокоит: может быть, я в чём-то виноват перед Вами и не осознал своей вины? Подскажите, чтобы я мог покаяться и попросить прощения у Вас и у Бога. В 1961 году наша дружба иссякла без всякого повода. Наши пути разошлись, и общение прекратилось. Или в этом есть моя вина?
Последняя весточка от Вас была роковой. В 1969 году меня арестовали. При ознакомлении с делом я прочёл Ваш донос, сообщивший знакомым почерком: «В духовной семинарии, где я учился вместе с Адельгеймом, он высказывался против исполнения гимна Советского Союза и хвалебных песен в адрес Советского государства. Лиц, которые исполняли гимн и хвалебные песни, Адельгейм называл хамелеонами, преклоняющимися перед властями» (Лист дела 178, т.2).
Эту выдержку из доноса я цитирую по тексту Приговора, поскольку донос хранится в уголовном деле. Ваш почерк и Ваша подпись исключают сомнения в авторстве, смысл которого я не мог себе объяснить. Надо ли уточнять, что в 1956 г. на 20-м съезде КПСС текст гимна был запрещён, и его нигде не пели.
После освобождения я встретился с нашим другом, прот. Милием Рудневым, и он объяснил, что в безвыходное положение Вас поставил Филарет Денисенко, Блаженнейший Патриарх Киевский и всея Украины. Он предложил написать донос в качестве шанса сделать карьеру: «Напишешь, и будешь епископом. Это твой шанс». Комментировать эту информацию не берусь. Некоторое подтверждение даёт сопоставление дат и событий.
07 июня 1970 г. совершилась Ваша хиротония во епископа.
17 июля 1970 г. я был осуждён на три года лагерей и поехал отбывать свой срок в пустыню Кызыл-Кум, на рудниках золотопромышленного комбината «Бессопан». А дома осталась жена, трое детей, голодали. Суд выселял их из дома. Вера не обидела Вас.
Лагерный срок не был для меня безоблачным. В связи с беспорядками, произошедшими в лагере Кизил-Тепа Уя
64/44, я лишился правой ноги, и в декабре 1972 года освободился из заключения инвалидом. Вот уже сорок лет я совершаю богослужение на протезах. 28.04.2006 г. Президиум Верховного суда признал меня невиновным и отменил Приговор Ташкентского и Определение Верховного судов. Теперь я оправдан и реабилитирован.
Ваш поступок нельзя оправдать, но можно понять. В нашей стране тысячи людей по своей и чужой воле становились винтиками мясорубки, перемалывающей человеческие судьбы. Одна половина населения перемалывала другую половину населения. Советская власть осуществила геноцид российского народа его собственными руками, и каждый сыграл свою роль. Бог уберёг меня от озлобления и обид. Слава Богу, я не стал Монте-Кристо, посвятившим жизнь бесплодной мести.
В моей Псковской эпопее, начавшейся с приходом архиепископа Евсевия (Саввина) в 1993 г., снова мелькнула Ваша тень. В день знакомства архиепископ пояснил в агрессивной форме, что знает меня по слухам от общего знакомого. Архиепископ подчеркнул, что дурное мнение обо мне не изменит. С тех пор он выживает меня из епархии. В оправдание неприязни архиеп. Евсевий ссылается на отрицательные отзывы епископа, который меня хорошо знал. До Псковской епархии я служил под омофором четырёх епископов, о которых храню благоговейную память. Это архиеп. Ермоген (Голубев), архиеп. Гавриил (Огородников), архиеп. Варфоломей (Городецкий) и митр. Леонид (Поляков). Ни с одним архиеп. Евсевий не дружил. Ни один не мог сказать обо мне худого слова.
Архиеп. Евсевий рассказывал, что вы учились вместе и поминали в беседах моё имя. Если оброненное слово стало семенем неприязни, Вы оставили ещё один след в моей судьбе. А может, в последнем случае Вы не при чём. Когда нет общения, как выяснить взаимоотношения? На суде Божием всё разрешится, но не останется времени для покаяния.
Пока мы живы, есть возможность в живом общении разрешить сомнения и примириться. Может быть, этот шаг стоит того, чтобы его сделать?
Храни Вас Бог в мире, здравии и благополучии.
ОТСЮДА Из письма жены о.Адельгейма Веры Адельгейм митрополиту Евсевию (2008):
Пишет жена свящ. Павла Адельгейма, прослужившего 50 лет в РПЦ, претерпевшего репрессии, пострадавшего до крови от безбожной власти, а ныне без вины и без суда гонимого Русской Православной Церковью Московской Патриархии в Вашем лице.
Как и Вы, я родилась в глухой деревне. Мой отец и четыре родных дяди погибли на фронте, отдав жизнь за веру и Отечество. Ещё четыре дяди прошли войну, получили генеральские и полковничьи погоны и ордена. Два дедушки дошли до Берлина. Меня воспитывали в строгих правилах. Дедушка оставил три наказа: “не воровать, не лгать, не сквернословить”. Храню их с юности. В 17 лет окончив школу, вышла замуж и уехала в далёкий Ташкент, где жили с мужем в райских кущах тепла и любви удивительных священников и епископов.
Когда о. Павел построил в Кагане храм и его арестовали, я осталась с тремя детьми без средств. Меня не бросили, хотя все жили в нужде. Владыка Ермоген из Жировицкого заточения посылал часть пенсии. Свящ. Милий Руднев, имея семерых детей, помогал. Многие делились последним. Я не чувствовала себя покинутой, надеясь на Бога и добрых людей. Советская власть выселяла меня из квартиры с детьми, Бог не дал в обиду. Время было другое, Церковь тоже была другая.
Мы были счастливы, пока не встретили Вас. Когда Вы пришли, жить стало страшно. У Вашей ненависти нет причины. Она сжигает Вас изнутри геенной огненной. Свящ. Андрей Таскаев приписывает о. Павлу “манию преследования”. Мания не у него, а у меня. Каждый раз, когда останавливается автомобиль, приходит письмо, звенит звонок, у меня падает сердце, как при арестах 1937 года. Память смертная не покидает ни днём, ни ночью все эти годы.
Сердце болит не зря. “Новая газета” спрашивает: “Неужели “заказали” священника?” (№53 за 2003г.). Покушение на о.Павла Адельгейма вызвала публикация архиерейских проклятий в “Благодатных лучах” (№2 за 2003 г.). Кто подослал убийцу, развинтившего рулевую тягу? Кто заказал убийство, забыв Бога? “Живущий на небесах посмеётся им”! (Пс.2,4). О. Павел остался жив!
О.Сергий Иванов пришёл завоевателем в мирный приход. Пренебрегая традициями храма, сложившимися за 20 лет, разжигает пожар. Надо разорить приход? Уничтожить “дух и жизнь?” (Ин.6, 63).
В Прощёный день Иванов оправдывался перед народом: “не по своей воле я пришёл. Владыка велел: либо клади крест на стол, либо иди в Мироносицы”.
В прошлом году Вы посылали его разгонять Иоанно-Предтеченский приход: свящ. Андрей Давыдов ушёл из епархии, его община распалась и разбрелась по чужим храмам.
Иванов похвастался: “Не раз меня командировали наводить порядок в чужих приходах”. Если дух общины и настоятель не нравятся, Вы разгоняете приход. По этой причине пора отцу Павлу собираться в скорбный путь, конец недалёк. А прихожанам куда бежать?
За 15 лет преследований Вы разрушили всё, во что вложена душа и десятки лет жизни: отняли три храма, школу, приют инвалидов, производство, здоровье и покой семьи, создали вокруг о.Павла искусственную изоляцию - менее стойких Ваше “пастырство” доводит до болезни и самоубийства.
Прот. Евгений Борода из г. Дно повесился, лишившись прихода, в котором прослужил 45 лет - всю жизнь со дня хиротонии.
Запрещение подкосило здоровье игумена Романа Загребнева: инсульт, отнялись ноги. 10 лет запрещения приковали к постели свящ. Владимира Андреева. Сколько их загубили? Зачем?! Какой конец назначили о. Павлу? Он выдержит и устоит!
Труднее выжить мне с непроводимостью сердца и кардиостимулятором. Ваши интриги и происки изранили сердце. Не упрекнёшь: чужими руками зло делаете. Отсюда слово “злодей”. Заказчика труднее обвинить в преступлении, чем исполнителя.
Вернувшись из тюрьмы без ног, муж пришёл к епископу в чужой рясе, на берёзовой ноге. Архиерей растрогался и наградил его наперсным крестом, который Вы намерились отнять.
Безбожники гнали. Теперь репрессирует митрополит РПЦ. Вы превратили РПЦ из Церкви мучеников в Гонительницу. Не удивительно. Господа Иисуса тоже гнали и распяли архиереи. “Распни, распни!” - кричали, жаждая крови Сына Божия. Всё повторяется. Теперь архиерей губит народ Божий.
О. Павел не первый и не последний. Вы со многими расправились. “Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит” (Ин.10, 10). Вам 69 лет. Задумайтесь о старости и смерти - время не остановить! Петух уже кричит! Много дано - много спросится.
У каждого своя судьба. Вы приносите человеческие жертвы. Мы - Ваши жертвы - вместе с Вами предстанем на суд Божий: белый клобук не убелит пастырские преступления.
Простите! До встречи на Страшном Суде Божием.
ОТСЮДА