Иногда меня одолевает ностальгия, и я начинаю вспоминать раннее детство. Как беззаботно резвился, и с каким рвением шёл в первый класс. Как и всем детям, первая учительница вручила мне мой первый учебник - Букварь. О нём я сегодня и напишу.
Мне выпала честь учиться ещё по старому советскому букварю Издательства «Просвещение» от 1981 года автора В.Г. Горецкого под редакцией писателя Сергея Михалкова. Тогда эта книга казалась мне чем-то чудесным. В реальности же - она специально составлена таким образом, чтобы учить детей не только грамоте, но и жизни в целом.
Да, именно по тому букварю от «Просвещения» я и научился читать и писать. Но лучше всего мне запомнились вовсе не мои попытки аккуратно выводить закорючки или отличать «Б» от «В». Самое яркое воспоминание о моём букваре - это его картинки. Огромная их часть относилась к карьерной сфере, к поиску места в жизни. Со страниц на меня и моих одноклассников смотрели люди всех профессий - лётчики, пилоты, строители, учителя, учёные и даже космонавты. Вместе с этими картинками хотелось учиться и мечтать.
Познакомил старый букварь меня и с творениями величайших поэтов - Владимира Маяковского, Сергея Маршака. Именно в букваре я в первый раз и узнал о стихотворении «Что такое хорошо, а что такое плохо»:
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо? -
У меня
секретов нет, -
10 слушайте, детишки, -
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
Кстати, ноги у современных экологов тоже растут из букваря. Множество картинок в первой книге посвящалось именно правильному поведению в лесу, заботе о животных, предотвращению лесных пожаров. И многим другим вещам, которые сейчас мы так часто слышим из телевизора. Но уже совсем в другом контексте.
Я задумался - а как же сейчас учатся дети? По тому, что мне рассказывают знакомые, я знаю, то большинство из них приходят в школу уже умея и читать, и писать. Неужели время букваря прошло?
Оказывается, нет. Современный букварь от Издательства «Просвещение», уже VIII вида, ориентирован на разные группы учеников. Чтобы учиться было интересно и тем, кто научился грамоте, и тем, кому это только предстоит.
Функция социальной адаптации школьников младших классов у нового букваря тоже никуда не делась. В нём по-прежнему есть яркие и завлекательные картинки, понятные каждому ребёнку. Их цель - учить первоклассников вечным ценностям. Например, чувствам доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости.
Новый букварь даёт детям правильное представление о семейной жизни, доверительных взаимоотношениях с родителями, общению со сверстниками и уважению к старшим. А также о том, какой должна быть работа в классе с учебниками и методическими материалами.
Конечно, даже самый лучший и самый яркий учебник не заменит работу педагога. Многие изображения и задания из букваря рассчитаны именно на объяснения учителем в классе. Никуда не делись и привычные нам прописи и задачники. Остаются востребованными также и «методички», по которым преподаватели могут составлять свой учебный план. Но время идёт, и букварю тоже приходится меняться. Но он навсегда останется главной книгой первоклассника.
Я спокоен за новое поколение школьников. А вы?