С неожиданной инициативой в защиту заемщиков выступил наш Минюст. Особенно это касается тех, кто в силу каких либо причин не может проводить платежи по кредиту в установленные банком сроки. Ну а теперь конкретнее.
Внесенный на рассмотрение законопроект Минюста РФ предусматривает возможность для заемщика, который допустил просрочку выплаты по потребительскому кредиту выплачивать начисленную пеню не впереди паровоза, а в самую последнюю очередь. Ведь до настоящего времени как всё делалось - сначала выплачивается задолженность по процентам и основному долгу, затем - пеня, после нее уже проценты и сумма основного долга за текущий период и т.д.
В Минюсте вполне справедливо рассудили, что такая последовательность платежей ставит физлиц-заемщиков в менее выгодное положение по сравнению с предпринимателями. Юр. лица руководствуются в этих случаях Гражданским кодексом, согласно которому требования по уплате неустойки не могут опережать требования по погашению основного долга и процентов.
Между тем, по данным Объединенного кредитного бюро, сейчас около 11 миллионов заемщиков допускают просрочки платежей по кредитам, из них около 7 миллионов человек не платят уже 90 и более дней. «В теории для заемщиков новый порядок будет выгоднее, так как им будет проще гасить сначала основной долг, чтобы на него не начисляли дополнительные штрафы и пени, - говорит Александр Ахломов, директор по развитию продуктов ОКБ. - Мы сталкивались с ситуациями, когда суммы процентов и штрафов зачастую превышали сумму основного долга».
Сами банки, естественно будут не в восторге от нововведения, особенно это огорчит банкиров, специализирующихся именно на выдаче кредитов наличными. Всё потому что именно штрафы и неустойки и использовались ими в виде кнута, дабы не допустить просрочек в возврате дензнаков. Однако не всё банкирам масленица, нужно и о людях подумать, ведь потребительские кредиты не от хорошей жизни обычно берутся.
Поэтому, я считаю, что законопроект этот можно и нужно вводить в действие. Конечно не с бухты-барахты, а желательно с начала нового финансового года, чтобы банки успели перестроиться под новые требования и не несли дополнительных убытков из-за подобного форс-мажора.