Давайте от развлечений и политики немного займемся полезным делом, а именно историей и образованием :-). Кто знает повторят или дополнять, а кто забыл или не знал - пополнят свой багаж.
После стрелецкого бунта 1698 года все военные силы России состояли из Преображенского и Семеновского гвардейских полков, "старых" полков Лефорта (Первого Московского) и Гордона (Бутырского), а также шести стрелецких полков (трех нижегородских и трех псковских). Одной из важнейших задач государства, по мнению Петра, было создание современной армии по западному образцу.
В ноябре 1699 года был издан царский Указ, объявлявший набор "даточных людей" (крепостных) и "вольницы" (добровольцев из лично свободных). В Указе говорилось, что вольным людям для записи в солдаты надлежало явиться в село Преображенское, в "солдатскую избу". Добровольцам выплачивалось по 11 рублей в год жалования, а причислялись они к московским "фузилерным солдатским полкам".
На царевой службе солдаты московских полков должны были получать провиант и винную порцию наравне с преображенцами и семеновцами. Добровольно записавшиеся в солдаты беглые крепостные становились свободными.
Спустя месяц царь издал Указ о направлении в солдаты крепостных с территории всей России. Устанавливались квоты сдачи рекрутов. Каждый церковный округ должен был сдать по 25 человек, "не старых и не увечных". Для светских землевладельцев количество "даточных" устанавливалось в зависимости от числа "дворов" (крестьянских хозяйств).
Такой метод набора армии, в принципе, восходил к древним феодальным порядкам. В Европе того времени, однако, все армии были наемными.
Исключение составляла лишь Швеция, обладавшая уникальной по тем временам национальной армией, формировавшейся по территориальному (ленному) принципу. Россия стала второй державой, обратившейся к созданию регулярной национальной армии.
В конце января 1700 года рекруты были собраны в Преображенском, где государь устроил им смотр. После трехмесячного обучения все 32000 молодых солдат были распределены по 27 полкам - от 953 до 1322 человек в полку. Полки сводились в три дивизии, состоявшие под командованием генерала Головина, генерала Вейде и князя Репнина. Две дивизии оставались в Преображенском, а дивизия Репнина была направлена на нижнюю Волгу.
Обучение новобранцев проводилось под наблюдением полковых командиров - в основном, иностранцев. Требования к обучению излагались в "Артикуле Воинском", составленном князем Головиным в 1700 году. Организация новой армии была возложена на Адама Вейде, "Устав" которого (1698 год) во многом восходил к австрийской модели. Сам Петр проявлял большой интерес к созданию этого Устава и, возможно, лично редактировал ряд его статей.
Во введении к документу устанавливалось, что солдат есть всякий, кто принадлежит к армии, от наивысшего генерала до последнего рядового.
По образцу западных армий устанавливалась система воинских званий (окончательно она сформировалась к 1720 году, когда была изложена в документа "Генералитет или табель о полевой армии"). С самого начала система производства по службе была направлена на то, чтобы повысить профессионализм русского офицерского корпуса. Никаких сложностей в продвижении по службе иностранцев не предусматривалось.
Основными препятствиями для них было незнание языка, но, пожалуй, большая часть офицеров-иностранцев, уволенных с русской службы, отличалась недостаточным военным опытом и равнодушным отношением к своим обязанностям. В таких ситуациях по повелению царя контракты с иноземными офицерами разрывались. Постепенно доля офицеров русского происхождения стала возрастать, хотя по большей части они занимали нижние командные должности.
Армия, с которой Россия вступила в Северную войну, состояла из двух гвардейских, 27 армейских (линейных) и двух драгунских полков, а также артиллерийских частей. Кроме того, на помощь армии нового образца могли быть призваны шесть провинциальных стрелецких полков и казаки. Эти наскоро собранные части уже к концу года должны были сойтись лицом к лицу с опытнейшими шведскими полками. Военное счастье приходит только к закаленным ветеранам, потратившим годы на обучение своему воинскому ремеслу. Между тем, полкам петровской армии было всего несколько лет от роду.
Разгром под Нарвой выявил прежде всего неопытность русской армии. Как отмечал сам Петр, в этом сражении русская армия располагала всего одним опытным полком - Лефорта. Оба гвардейских полка приняли участие в двух штурмах города, но они никогда еще не встречались с противником в открытом поле и не сражались с полками регулярной армии. В остальных полках, исключая некоторых полковых командиров, как офицеры, так и солдаты оставались всего лишь рекрутами.
После сражения в полной мере проявилось также извечное русское недоверие к иностранцам, когда уцелевшие солдаты обрушили свой гнев на своих иноземных офицеров. Некоторые из них были убиты, а командующий русской армией под Нарвой, герцог дю Крои, спасся только потому, что сдался в плен шведам.
После Нарвы царь был поставлен перед задачей перестройки своей армии. 23 тысячи уцелевших солдат и офицеров и 10 тысяч, входивших в состав дивизии князя Репнина, были тем материалом, с которым предстояло работать в первую очередь. Как заметил в свое время Даффи, "поражение обычно приносит выгоду в том отношении, что расчищает почву для строительства нового".
К счастью для Петра, после Нарвы Карл XII обратился спиной к России и начал шестилетнюю кампанию в Польше. Это дало царю передышку, в которой он так нуждался. Последующие несколько лет Петр пестовал и обновлял свои войска. Однако он был связан союзническими обязательствами с Августом Польским. Соответственно, в 1701, а затем с 1704 по 1706 год в Польско-Саксонской армии постоянно находилась русская дивизия, которая участвовала в военных операциях союзников против Швеции.
Небольшие кампании в Ливонии и Ингрии (1701-04 годы) принесли первые, пусть малые, победы. Это позволило армии почувствовать и поверить в свои возможности. После Гумельсгофа Петр заметил, что долгое время шведы били русских и в меньшинстве, но теперь мы можем противостоять им даже когда силы равны. Такая "равная" победа при Калише стала поворотным пунктом прежде всего для самосознания армии Петра. Численность ее в 1701-1704 годах также быстро росла.
К 1705 году в русскую армию входили два гвардейских, 47 фузилерных, пять гренадерских, 33 драгунских и один артиллерийский полк. Когда в 1707 году Карл XII начал наступление на Россию, приток рекрутов был вполне достаточным для того, чтобы восполнять потери в существующих полках.
Военные реформы Петра были увенчаны Полтавской викторией.
Однако и после Полтавы процесс реформирования армии активно продолжался. Были сформированы гарнизонные полки, усовершенствована армейская администрация. Итогом грандиозной работы стал "Устав Воинский" 1716 года, некоторые положения которого с минимальными изменениями сохранялись до 1900 года. К моменту смерти Петра в 1725 году ушли в прошлое все следы русского феодального воинства. Их сменила мощная регулярная армия, построенная по европейскому образцу.