Усть-Луга - самый большой строящийся порт на Балтике

Nov 11, 2011 09:08





Усть-Лу́га - морской торговый порт на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря вблизи посёлка Усть-Луга. Начал работу с открытия в декабре 2001 года Угольного терминала.

Сегодня хотелось бы уделить несколько строк проекту, который не привлекая особого внимания СМИ и широкой общественности реализуется в Ленинградской области с начала 2000-ых и представляет собой построенный с нуля портовый комплекс, грузооборот которого растет в среднем более чем на 70% ежегодно и по итогам 9 месяцев 2011 года составил 15,7 млн. тонн, что на 87,6 % превышает показатель аналогичного периода прошлого года.




Как результат высоких темпов развития порта Усть-Луга - начато строительство одноименного города на 35 тысяч жителей.

Вместе с еще двумя портами Ленинградской области - Высоцком и Приморском - этот проект способен похоронить транзит в странах Балтии.
Планируется, что на полную мощность порт выйдет в 2018 году. И тогда здесь будут переваливать 180 миллионов тонн различных грузов в год, что превысит совокупный грузооборот всех Прибалтийских портов (Таллина, Клайпеды, Риги и Вентспилса).




С распадом СССР Российские промышленники попали в зависимость от традиционных торговых путей, оставшихся в осколках некогда единой страны. Например, не менее 70 процентов транзитного грузопотока, идущего через Латвию, составляют товары, поступающие из России или в Россию. К сожалению отношения с соседями поставили перед нашей страной задачи по снижению этой зависимости.


Специалисты компании ОАО «Компания Усть-Луга», созданной для реализации проекта, не скрывают, что проект осуществляется как альтернатива портам Латвии, Литвы и Эстонии: «Порт в Усть-Луге был задуман еще в советские время, но в итоге решили, что надо вкладывать деньги в развитие Таллинского порта. Работы по его реконструкции были закончены в 1985 году. И через несколько лет этот порт мы потеряли. Все порты балтийских стран получили возможность диктовать свои условия тем, кто работает на экспорт. И сами производители решили строить новые терминалы».




Терминалы порта

Генеральная схема развития морского торгового порта Усть-Луга предполагает строительство 16 перегрузочных комплексов. Каждый из них - это отдельный масштабный проект.

По состоянию на 2011 год введены в действие:
- Лесной терминал (оператор - ОАО «Лесной терминал Фактор»)
- Угольный терминал (оператор - ОАО «Ростерминалуголь»; ввод 1-ой очереди - декабрь 2001, 2-ой очереди - январь 2006)
- Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (оператор - ФГУП «Росморпорт». С 2008 года открыта паромная линия Усть-Луга - Балтийск, в июне 2011 года она продлена до немецкого порта Зассниц)
- Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» (оператор - ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга»)
- Универсальный перегрузочный комплекс (оператор - ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс», ввод - июнь 2007)
- Комплекс перегрузки технической серы (оператор - ОАО «Европейский серный терминал»; ввод - IV 2008),
- Рыбный терминал (оператор - ОАО «Усть-Лужский рыбокомбинат»),
- Терминал по обслуживанию судов (оператор - ОАО «Усть-Лужская производственно-торговая компания»)
- Комплекс наливных грузов (заказчик - ОАО «Роснефтьбункер»; ввод - январь 2011)

В активной стадии строительства:
- Контейнерный терминал (заказчик - ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал»; ввод - 2011)
- Комплекс перевалки стабильного газового конденсата (заказчик - НОВАТЭК; ввод - 2012)
- Нефтебаза «Усть-Луга» - конечная точка нефтепровода БТС-2 (заказчик - Транснефть; ввод - 2012)
- Металлургический терминал (заказчик - ОМК; ввод - 2012)
- Терминал по перевалке СУГ (заказчик - СИБУР; ввод - 2013)
- Терминал минеральных удобрений (заказчик - Еврохим)

С 28.05.2011 года открыта грузопассажирская линия Киль - Зассниц - Усть-Луга. На линии работает паром «Каунас». Сервис является еженедельным.

Грузооборот порта
год - млн т
2003 - 0,4
2004 - 0,8
2005 - 0,7
2006 - 3,8
2007 - 7,1
2008 - 6,8
2009 - 10,4
2010 - 11,8



Транспорт

ОАО «Российские железные дороги» - обеспечивает современное усиление внешних железнодорожных подходов к порту по линии Мга - Гатчина - Веймарн - Усть-Луга в обход погруженного Санкт-Петербургского железнодорожного узла.

Усиление предусматривает удлинение и увеличение количества станционных путей, строительство вторых магистральных путей и дополнительных тяговых подстанций, электрификацию и строительство систем централизованной блокировки и связи.

Осуществляется строительство припортового железнодорожного станционного комплекса. Введены в эксплуатацию станции Лужская-Северная и Лужская-Южная, завершается строительство первой очереди станции Лужская-Нефтяная. В перспективе станционный комплекс Лужская должен стать самым крупным и современным в Европе.

Градостроительство

Сегодня в строящемся порту Усть-Луга (Кингисеппский район Ленинградской области) трудится более 2 тыс. человек. К 2018 году, когда порт выйдет на полную мощность и заработают предприятия в припортовой зоне, количество рабочих мест увеличится ориентировочно до 6-8 тыс. человек. Для тех, кто будет работать в порту, и для тех, кто живет в непосредственной близости от порта, реализует проект строительства нового поселения. Город портовиков Усть-Луга будет располагаться в районе поселка Усть-Луга.

В городе предусматривается большая парковая зона с естественными прудами. Будут построены школы, детские садики, торговый центр, досуговый центр, поликлиники, больница, предприятия бытового обслуживания, современные причалы на берегу реки Луги.

Вести строительство планируется в два этапа:


- первая очередь нового города на 24,5 тыс. человек - к 2017 году;

- вторая, на 34,5 тыс. человек - к 2025 году;

Общая площадь нового поселения на полное развитие составит 1849 га.

Кроме того, комплексное развитие территории, прилегающей к  порту, включает в себя:


- формирование и развитие припортовой промышленно-производственной зоны

- создание зон для отдыха и туризма

- соответствующее развитие внешних и внутренних инженерных и транспортных коммуникаций, удобное сообщение с Санкт-Петербургом
- создание индустриальной зоны, зоны логистических комплексов, зоны складов временного хранения

- обеспечение необходимых социальных условий для работы, проживания и отдыха
- строительство грузового аэропорта международного класса

Таким образом Кингисепский район в перспективе станет промышленно-экономическим районом федерального значения.



Уже сейчас безработицы в Кингисеппском районе нет. Правда, многим пришлось переквалифицироваться в таможенников, докеров, крановщиков и так далее. Квалифицированного персонала не хватает. С удовольствием берут специалистов-портовиков, в том числе из балтийских стран. Есть все основания полагать, что создание условий для работы и жизни поспособствует возвращению русскоязычного населения.

Подводя итог хотелось бы отметить, что развитие перевалочных мощностей, позволяющее снизить зависимость отечественных производителей от стран-транзитеров, реализуется последовательно и планомерно. И не смотря на то, что результаты не бросаются в глаза простому обывателю, Усть-Луга - современный и масштабный проект, оказывающий существенное влияние на экономику России.

Угольный терминал




Панорама



Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2»



Комплекс наливных грузов: вид с акватории






Начало строительства Универсального перегрузочного комплекса. 2004г.




Образование территории Угольного терминала. 2001г.




Позитив

Previous post Next post
Up