В Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» спустили на воду уникальное научно-исследовательское судно «Селигер». Это первенец из судов, предназначенных для проведения испытаний новой губоководной техники и исследований дна мирового океана.
На борту «Селигера» будет базироваться самая современная спасательная и глубоководная техника. Уже прошли испытания 2 обитаемых аппарата «Русь» и «Консул», которые не уступают знаменитым батискафам «Мир».
Новое океанографическое судно оснастили новейшими электронными системами. «Селигер» предназначен для проведения испытаний современной техники, которая будет поступать на вооружение ВМФ России, в том числе, глубоководных обитаемых и необитаемых аппаратов, акустических систем. С помощью этого судна будут исследовать глубины Мирового океана и проводить поисково-спасательные работы. После государственных ходовых испытаний «Селигер» отправится на Черноморский флот.
- "Селигер" - это головное судно проекта 11982, - сообщил журналистам пресс-секретарь "Янтаря" Сергей Михайлов. Прежде всего такие суда нужны для испытания новой техники, в том числе обитаемых автономных и неавтономных глубоководных аппаратов, акустических систем, а также для исследований толщи и дна Мирового океана.
Внешние данные "Селигера" - в сравнении с другими надводными кораблями и подводными лодками - не очень впечатляют: длина - 59,7 м, ширина - 10,8 м, водоизмещение - 1117 тонн. Но в Военно-морском флоте справедливо полагают, что не в размерах суть, а в возможностях такого корабля-носителя. И, конечно, тех глубоководных аппаратов, с которыми предстоит работать. Вице-адмирал Алексей Буриличев, присутствовавший в качестве заказчика при закладке второго океанографического корабля для ВМФ, уже тогда сообщил, что на Балтике завершаются заводские испытания аппарата "Консул". За заводскими, как и полагается в военном кораблестроении, последовали государственные "выпускные экзамены".
При поддержке группы обеспечения их сдавали гидронавты Юрий Курганов, Дмитрий Боев и Михаил Кузьмичев. Высочайший профессионализм, научно-техническая и психофизиологическая подготовка этой команды достойно увенчали многолетний труд конструкторов Санкт-Петербургского бюро машиностроения "Малахит", ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", Центрального научно-исследовательского института им. А.Н.Крылова и, конечно, непосредственных строителей глубоководного аппарата - коллектива "Адмиралтейских верфей".
Поле деятельности у "Консула" весьма обширное. Он может использоваться для подводно-технических и аварийно-спасательных работ, установки на подводные объекты маяков-ответчиков, доставки на грунт и подъема на поверхность оборудования массой до 200 килограммов. А манипуляторный комплекс, которым оснащен глубоководный аппарат, способен выполнять функции своеобразного стропальщика и наводчика - особенно при операциях подъема затонувших объектов средствами судна-носителя.
На испытаниях в Северной Атлантике таким судном для "Консула" было СБС "Звездочка". А вообще аппарат не прихотлив и может работать в тандеме со многими кораблями ВМФ и других ведомств, включая минтранс, МЧС, пограничную службу.
- Если потребуется, - с улыбкой говорили мои собеседники, - мы хоть к "Авроре" можем "Консула" приставить. Был бы только прок...
Как уже сказано, спроектирован "Консул" в известном питерском КБ "Малахит". Там же, где и его предшественник - уже несущий службу аппарат "Русь". Их длина 8,4 метра, ширина и высота - 3,9 метра, масса - 26 тонн. Экипаж - два или три гидронавта, автономность - 12 часов, скорость - три узла. В отличие от "Миров", которые строились по заказу СССР в Финляндии и породили тогда немало проблем в международных отношениях, глубоководные аппараты "Русь" и "Консул", заказанные министерством обороны, обеспечены конструкционными материалами и всем необходимым оборудованием на территории России. И у нас же построены.
http://www.tvernews.ru