- Олег звонит, спрашивает, сможешь ли ты подвезти Валентину Федоровну? У нее нога очень болит, - крикнула мне мама прямо в теплицу. В теплицу, где я с сумрачным видом изучала гигантские огуречные заросли, прямо таки огуречные джунгли, в которых - черт подери - было всё, кроме собственно плодов. То есть цветы, стебли и листья в большом количестве были. Плоды же вырастали до целого сантиметра, а затем желтели, ссыхались и отваливались - туда, в землю, которая всё это безобразие и породила.
- Конечно, смогу, - несколько раздражённая (огурцами) ответствовала я.
Валентину Федоровну недавно сбила машина прямо на пешеходном переходе. Гаишник изумлённо сказал ей:
- Надо же, у вас вроде особых повреждений нет, а машину-то как раскурочили!
Видимых внешних повреждений может и не было, но внутренние были, факт. Сотрясение головного мозга было точно - Валентина Федоровна даже завалилась в глубокий обморок уже дома, плюс, поскольку она рухнула на колени, то мениски издали писки. Теперь она ходит еле-еле. И такой человек собрался идти пешком с дачи до электрички, от электрички до дома - ну, это прямо по-нашему, очень по-русски! Обычный героизм скромных русских пенсионеров.
Итак, мы с Кешей поехали за Валентиной Федоровной, дача которой примерно в пяти минутах ходьбы от нашей. Валентина Федоровна уже ковыляла нам навстречу. Я ее даже не узнала, если честно. С прошлого года мы не виделись, и нужно сказать, что она сильно несколько сдала, и седая, как лунь.
- Привет лунатикам! - заорала я по-идиотски из окна. - Карета подана!
Валентина Федоровна, приветливо улыбаясь мне, спросила, куда ей лучше сесть, и получив ответ, что куда угодно, открыла переднюю дверь и стала неловко садиться, невольно охая от боли. На коленях у нее под штанами отчетливо виднелась какая-то хитрая накладка.
- Слушайте, ё моё, вам нельзя так нагружать себя и свои ноги, - с досадой сказала я. - Почему Лена (дочь) вас не увозит? Вообще, почему вы мне не звоните, когда нужно? Это же просто невозможно, с такими ногами в такую даль!!!
- Ничего, я же вон! С накладками, с ними лучше, - отвечала старушка. - Лена и так, знаете...весь дом на ней! Я ее уже замучила!
За разговорами мы ехали по нашей дачной, песчано-гравийной дороге и уже пора была сворачивать на деревенскую дорогу, которая вела к трассе. Именно эта дорога долгие годы сжирала массу времени и машинного здоровья за счет того, что она была точь в точь как после ядерной войны и многочисленных бомбардировок. Ну, честно, просто ужас. ПОЛНЫЙ П. В прошлом году, например, одна машина, водитель которой неправильно выбрал траекторию движения, завалилась в кювет на бок. В этом году мы узнали, что бюджет на эту дорогу уже был выделен сто лет как. И вот - чудо - после отчаянных обращений - начался ремонт. Именно в этот вечер, когда мы съезжали с дачной дороги на эту деревенскую, впервые в жизни мы почувствовали колесами асфальт! Вместо ям! И обе одновременно вскрикнули от радости! Асфальта было всего ничего, но Боже мой! Надежды и уверенность в завтрашнем дне вспыхнули и расцвели в наших душах.
И тут на дороге появилась одинокая фигура с протянутой рукой. Это была старушка, еще одна, и моя нога немедленно притормозила.
- Садитесь! - крикнула я в окно.
- Ноги не идут, - извиняющимся тоном сказала безымянная старушка, втискиваясь на заднее сиденье. И сразу же начала рассказывать. Как хорошо было раньше, когда был жив ее муж. Он жил на даче и поливал, а сейчас ей приходится делать всё самой. Десять лет уже нет ее мужа, а участок никак не продается. Поливает же она из бочек. Воды мало, приходится экономить, и поэтому старушка отчаянно ждет дождя.
- Что же, будет же дождь сегодня? - спросила она. Услышав, что нет, пригорюнилась:
- Ох, а я надеялась. Надо было полить хотя бы лучок. У меня, знаете, лучок такой прямо маленький, луковки такие прямо кругленькие, махонькие...видно, что воды не хватает. Земля прямо трещинами такими идет.
Меня тут же охватил ужас, потому что последние две недели жарило не по детски и никаких дождей, и мысль о задыхающемся от жары махоньком лучке вызвала во мне боль.
- Мне так везет на хороших людей, - продолжала старушка. - Недавно мужчина один тоже подвез. А, и рассказал мне, как он остановился девчонок молодых подвезти, а они у него игрушки из машины украли! Он их прямо вот в милицию и привез. Там спрашивают их - вы зачем игрушки-то украли? А они - представьте - отвечают - мы сами не знаем!
- О, а я вам расскажу, как я
старичка подвезла, - оживилась я. - Прикиньте, он меня за коленки лапал, и вообще мудак!
Нагрузив обеих старушек подробным рассказом, и дождавшись, пока они просмеются, я интеллигентно закончила:
- Вот такая я лохушка!
- Слушайте, вы больше не подсаживайте никого, это же опасно! - обеспокоилась безымянная старушка сзади. - У вас вон на заднем сиденье вещи такие хорошие лежат! Сумка, и телефон! Я-то ладно, я в жизни никогда ничего не крала! Но не все же такие. Я сама из Бакчара - знаете такое? Ох, как с сестрой мы тяжело жили. Как тяжело. Но никогда ничего чужого не брали.
В таких приятных разговорах мы наконец доехали до города, и тут по радио запел прекрасношляпый Боярский:
- Опять скрипит потертое седло!
Я громко запела вместе с Боярским, подмахивая себе рукой для театральности. На припеве, поймав настроение, ко мне тихонько присоединилась Валентина Федоровна.
- Пора-пора-порадуемся на своем веку! - выводили мы вместе.
В зеркале заднего вида отражалась безымянная старушка, которая не пела, но улыбалась до ушей. А может и пела - но только про себя.
Я довезла их обеих. До дома. Как под копирку, с трудом они выгружались из машины, с болью, но и с радостью тоже. Потому что в этот раз повезло. А дальше... дальше как-нибудь справятся, наверное, так.
Такие старушки, со своими участочками, со своими больными ногами, пенсионерки, которые работали всю свою жизнь, работали честно, но заработали только это. А в это время наш губернатор одним из первых проголосовал за пенсионную реформу.
Ну, вы понимаете:
"...мы обсуждаем не размер пенсии, а в каком возрасте надо уходить, какая у нас продолжительность жизни. Мне, как гражданину, это не главное. Мне главное, чтобы у меня была достойная пенсия. Правительство обещает, что если примется реформа, то с 1 января будет добавляться по тысяче - так это замечательно! При сегодняшней пенсии в 13 тысяч она может удвоиться», - сказал Жвачкин.
Это же замечательно, конечно, товарищ Жвачкин, но мне только одно интересно - он сам понимает, что такое тысяча рублей и насколько это замечательно? Ну, по-честному? В рейтинге самых богатых губернаторов России Сергей Жвачкин занимает четвертое место с заработком 43,7 млн руб. Да, нехорошо считать чужие деньги. Да, никто не говорит о том, что на руководящих постах должны быть бедняки. Но когда вот эти люди говорят о замечательной тысяче, то почему-то лично мне гадко становится. Вроде всё так...всё правильно... и всё же всёжевсёже.