И Белый Конвой плывет...

Aug 22, 2014 19:32



Ну вот, кажется, история с российским гуманитарным конвоем пришла к своему логическому завершению: сегодня белые грузовики после десятидневного блуждания по российским просторам пересекли, наконец, границу с Украиной. Пересекли на свой страх и риск - без официального разрешения украинских властей. И теперь весь мир гадает: что же теперь будет? Но для ответа на этот вопрос сначала нужно осознать, чем же в действительности является этот белый гуманитарный конвой?


Итак, представьте себе, что вам нужно отправить груз: 400 тонн различных круп, 100 тонн сахара, 62 тонны детского питания, 12 тысяч спальных мешков и 62 дизельных генератора. Конечно, все это можно погрузить в обычные товарные вагоны и отправить по железной дороге, но разве это будет кому-то интересно?
Иное дело - караван из 280 белых фур, медленно плывущий по зеленым полям России в сторону Украины. Это даже не гуманитарный конвой, а несокрушимая армада под белоснежными парусами, предмет чистого искусства.
Совершенно очевидно, что мы стали свидетелями появления в мировой политики доселе невиданного явления - художественного перформанса. Вспомните, что все предыдущие годы самые удачные акции оппозиции проходили именно в жанре перформанса, начиная с «Синих ведерок» и закачивая брутальным акционизмом групп Война и Pussy Riot. Да и митинги на Болотной площади и «ОккупайАбай» были по сути больше художественной акцией, нежели серьезным протестным движением. Что ж, власть - вернее, группа неизвестных художников, действующих под псевдонимом «Владимир Владимирович Путин» - приняли язык навязанного дискурса, и их ответка оказалась точным попаданием в болевой нерв мировой политики.
Поэтому, чтобы понять истинное значение представления «Гуманитарный конвой едет на Украину», нужно забыть про политику и публицистику и посмотреть на «Белый Конвой» через призму художественного акционизма и тех особых практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В обычном искусстве художник и творение разделено актом творения, и картина живописца может жить еще века и тысячелетия, но вот в акционизме все это слито воедино, и сам художник становится субъектом и одновременно объектом художественного произведения, которое живет ровно столько, сколько продолжается художественная акция. Поэтому «Белый конвой», как и любое другое произведение искусства, вовсе не несет в себе какой-либо смысловой нагрузки и рационального зерна, напротив, он создан исключительно ради красоты и ради возбуждения нашего воображения и нашего подсознания. И значение «Белого конвоя» раскрывается только через субъективное преломление и восприятие каждым отдельным зрителем.
То есть, каждый зритель, увидевший «Белый Конвой», наполняет его полупустые фуры своим смыслом - тем, что хранил у себя в сознании.
И неслучайно эти 280 белоснежных КАМАЗов, неспешно плывущих по бескрайним просторам необъятной страны, буквально перепахали все европейское сознание. История о российском гуманитарном конвое, в которой изначально никто не видел большего смысла, чем информационное постановочное событие для постановочных новостей, обошла весь земной шар. «Как далеко пройдет русский конвой?» - спрашивают французы. «Эти грузовики подвергнут проверке западные представления о том, что все, что исходит от русских, - заведомое зло», - размышляет американский Time. «Русский конвой неожиданно поменял курс», - тревожатся британские репортеры, пробуждая древние страхи: русские идут, что-то везут, а что именно везут - непонятно…
Но тут ведь фокус в чем: каждый, рассуждая о «Белом Конвое», вкладывает в этот символ свои коннотации и смысловые представления, и каждый видит в этой армаде грузовиков свои ассоциации, свое послание миру. Поэтому новость все расходится и расходится кругами, и вот уже даже эскимосы в Гренландии и индейцы в долине Амазонки знают, что русские везут куда-то гуманитарную помощь, в какую-то далекую страну, а вот американцы и европейцы почему-то не хотят пускать.
Конвой взломал и сознание европейцев: ведь если на востоке страны, согласно общепринятой украинской концепции, идет война России и Украины, то враг не может посылать помощь врагу, и враг не может принимать помощь от врага, ведь это абсурд. Но если это происходит, тогда что-то не так в изначальном представлении о военном конфликте двух государств и двух армий. Украинцы тоже оказались в интересном положении: принять помощь - значит, согласиться с тем, что никакой войны нет, что все это время власть, мягко говоря, обманывала народ, не принять и уничтожить грузовики - опорочить себя в глазах европейского общественного мнения.
Что ж, какова будет реакция Украины и всего мира - мы скоро узнаем. Но уже ясно одно: вне всякого сомнения, "Белый конвой" уже занял свое место в истории мирового искусства, завершив таким образом век русской истории, начатый Черным квадратом.
И это гениально.

Владимир Тихомиров.

искусство, Украина, Путин

Previous post Next post
Up