КАК БАРАК ХУСЕЙНОВИЧ ПОССОРИЛСЯ С ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ

Aug 14, 2014 16:47


В американском футболе есть такой прием «on-side kick» - то есть, отвлекающий удар в сторону,  который используется в тех редких случаях, когда на исход игры может повлиять всего один гол. Суть этого приема проста: обычно игрок, проводящий сбрасывание мяча - киккер - должен мощным ударом послать мяч через все поле. Но в этот раз киккер только имитирует удар, а сам слабым движением отправляет мяч в руки игроков своей команды в расчете на то, что сбитые с толку соперники не смогут вовремя остановить атаку команды. И именно такой прием американцы и провели сейчас в Украине, заставив миллионы людей по всему миру следить за тем, как  Россия и Запад с невероятной скоростью бегут навстречу новой самоубийственной мировой войне.

Между тем, настоящие новости, оказывающие действительно серьезное влияние на ход игры,  проходят в массовом сознании совершенно незамеченными.

Например, мало кто обратил внимание на новости из Пекина: Центральные Банки России и Народный банк Китая на днях согласовали проект соглашения о валютных свопах - проще говоря, о совместном использовании национальных валют в двусторонней торговле.  Благодаря этому соглашению, российские компании смогут получить практически неограниченный доступ к китайским юаням, а китайцы, наоборот,  смогут рассчитываться с нами напрямую рублями, исключив из торговых расчетов американские доллары.


И таких желающих нашлось немало: о переходе на юани вместо долларов объявили уже многие российские компании - например, «Мегафон», «Норильский никель», НОВАТЭК и «Объединенная судостроительная компания», которые на прошлой неделе тихой сапой перевели значительную часть своих свободных средств в китайскую валюту. Подумывают об этом в «Северстали» и некоторых других компаниях. Еще одна цифра: в ответ на отказ кредитовать российский бизнес, отечественные компании уже успели занять в Китае юаней на общую сумму 13 миллиардов долларов.


То есть, российско-китайские валютные свопы это уже не просто эксперимент, но прецедент. Напомню, что в прошлом году объем товарооборота между Россией и Китаем достиг суммы в 89, 21 миллиардов долларов - а это более одной пятой китайско-американского товарооборота. То есть, из мирового оборота выпадает весьма значительная сумма долларов, а это - прямой подрыв экономики США. Но здесь важен даже не сам объем «бездолларовых» сделок, сколько пример для подражания: если китайские и российские экономики почувствуют положительный эффект от отказа от долларового эквивалента, этому примеру последуют и другие страны.

Прежде всего, от долларов могут отказаться и все остальные страны БРИКС, которые уже стали самым настоящим анти-американским альянсом. Например, в последние годы объем торгового оборота между Россией и Индией вырос в 10 раз -  с 1,6 млрд. долларов до 11 млрд. долларов. При этом ведущее значение приобрели самые наукоемкие отрасли: энергетика, авиационная промышленность, фармацевтика, биотехнологии, телекоммуникации.

Далее на «бездолларовую» экономику могут перейти и африканские страны, ставшие в последние годы важнейшими торговыми партнерами Китая - так, в прошлом году торговый оборот между КНР и странами «черного континента» превысил 200 миллиардов долларов. Львиную долю всего этого оборота составляет импорт в Китай полезных ископаемых: нефти, угля, металлов и т.д. - словом, всех ресурсов, необходимых второй экономике мира для продолжения экономического роста и поддержания внутренней политической стабильности.  Понятно, что за эти ресурсы китайские товарищи предпочли бы расплачиваться не в долларах, но в юанях - для большей стабильности рынков.
В итоге уже в ближайшие несколько лет из мирового оборота может быть выведено  до половины всех наличных и безналичных долларов. Для США это однозначно катастрофа. Это даже хуже чем катастрофа, это пересмотр всех  результатов «холодной войны». И США пойдут на что угодно, лишь бы не допустить подобного экономического сценария.

Собственно, они уже пошли - и не только на Украине. В ответ на усиление роли юаня в африканской экономике американцы уже организовали первый в истории саммит «США - Африка», в котором приняли участие главы 47 африканских стран. Главный вопрос саммита: создание широкой «антикитайской» коалиции. Не исключено, что в тех странах, которые не примкнут к «антикитайскому альянсу» могут в скором времени совершено случайно начаться исламистские  военные перевороты.


Но дойдет ли экономическая война до таких крайностей? Вопрос не такой простой, учитывая тот факт, что российский рубль, как, впрочем, и китайский юань, еще не готовы взять на себя функции универсальной расчетной валюты, пусть даже и в региональном масштабе. Об этом красноречиво свидетельствует и статистика Межгосударственного банка СНГ: в прошлом году российский бизнес расплатился рублями за 72% импорта из стран ЕврАзЭс. При этом лишь в 46 % случаев  российские предприниматели согласились принять рубли в качестве оплаты за экспортные поставки. То есть, если сам российский бизнес не доверяет рублям, то какой тогда смысл говорить об укреплении рубля?
Тут следует учесть и тот факт, что идея о продвижении российского рубля в качестве региональной резервной валюты для стран СНГ и Таможенного союза возникла не вчера. Еще в 2008 году тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал постановление по включению российского рубля в систему «Непрерывно связанных расчетов» CLS (Continuous Linked Settlement) - это своего рода глобальная биржа, регулирующая взаиморасчеты между свободно конвертируемыми валютами мира. (Таковых, напомним, 17 штук: доллары США, евро, японские иены, британские фунты стерлингов, швейцарские франки, канадские, австралийские, гонконгские, новозеландские и сингапурские доллары, шведские, норвежские  и датские кроны, а также израильский шекель, южноафриканский ранд, южнокорейская вона, мексиканский песо). Именно присоединение к этой системе сделает рубль полностью конвертируемым, что является заветной мечтой всех либералов и экономистов. Любопытная деталь: именно в рамках присоединения к CLS правительство и объявило о создании национальной платежной системы, хотя во всех наших СМИ эта новость прошла под соусом защиты российской экономики от западных банков. Так что, возможно, российско-китайский финансовый союз создан исключительно ради того, чтобы подстегнуть международную финансовую бюрократию, как попытку явочным порядком утвердить национальные валюты КНР и РФ в статусе региональных валют. В таком случае на повестке дня становится вопрос размена: что получат Россия и Китай, если они откажутся от своей подрывной политики в отношении доллара?

Что ж, в ответ США только повысило ставки: теперь на кону стоит уже и война на границах страны, и международные санкции.
Таков, увы, международный бизнес.

Понятно, что США просто воспользовались ситуацией на Украине, чтобы наложить санкции на Россию, что санкции есть и будут, вне зависимости от политики Москвы по отношению к Киеву. Другое дело, что российско-китайская стратегия укрепления национальных валют началась не с февраля прошлого года, что соглашения о валютных свопах принимаются не с бухты-барахты, но именно никому не нужная война на Украине поставила под сомнение всю тонкую и долговременную игру с Китаем, о чем, конечно, деликатные китайские товарищи вслух никогда не скажут, но, тем не менее, это обстоятельство нужно держать в уме.

Но какой  же следует сделать вывод нам, простым гражданам, из всего этого геополитического расклада?
Он прост. Сохранять голову в холоде, не переживать и не покупаться на пропаганду ни одной из воюющих сторон. Во-вторых, сохранять в себе сердце и не дать ему ожесточиться от войны. В-третьих, сохранить чистыми руки - если, конечно, вам не хочется убивать и быть убитым за интересы международных финансовых институтов.

Владимир ТИХОМИРОВ

США, Рубль, Война, Доллар, Путин, Россия, Обама, Бизнес, Юань, Валюта, Политика

Previous post Next post
Up