Дети Микки Мауса: почему современный мир не нуждается в отцах?

Jul 03, 2014 17:18


Не так давно российские законодатели попробовали официально утвердить новый праздник - День отца, который, по мысли депутатов, должен повысить традиционный авторитет всех пап страны. Правда, социологи говорят о том, что инициатива эта опоздала - примерно лет на сто.
Материнство - явление вполне себе понятное: в организме женщины настолько меняется гормональный фон, что она по сути превращается в нового человека - маму. А в организме мужчины ничего такого не происходит. Поэтому отцовство - явление не биологическое, а социальное: только пять процентов млекопитающих мужского пола заботятся о своем потомстве. Хлопотливый бобер, суслик, умиляющийся детенышу, и ответственный папа-крыс - это скорее результат мутации. Если кто-то предпочитает признавать себя высокоорганизованным животным, то отцовство для него вообще - вещь не очевидная. Если бы в какой-то момент оказалось, что детеныши лучше выживают с одной матерью, его могло бы вообще не быть. Но оно есть.

Отец-невидимка

Оно есть и, более того, за последнее время претерпело огромные изменения. По словам профессора Оксаны Кучмаевой из Института семьи и воспитания РАО, с начала прошлого века нормы семейного устройства в обществе поменялись несколько раз и в первую очередь это касается стратегий поведения в семье.
Так, на место отца из традиционной семьи, который решал основные вопрос жизнеустройства и определял судьбу жены и детей, на волне индустриализации пришел отец-невидимка. Он оказался оторванным от дома и многовековых семейных традиций. Он рано утром уходил в жестокий мир железных машин и приходил поздно вечером, так что общение отца и ребенка оставалось вполне виртуальным. Тип отца-невидимки жив до сих пор. Правда, в современном варианте он имеет интересную особенность: ребенок зачастую вообще не представляет, чем занят отец в своем мужском мире и на вопрос в садике, «что делает твой папа?», дети часто отвечают: «работает на компьютере».
Вторая мировая война и последовавшая за ней сексуальная революция принесла невиданное доселе количество семей, где отцов просто не было. Выросло огромное количество людей, воспитанных матерями-одиночкам. И вот теперь, в начале нового века возникает новый тип отцовства, который социологи называют «вовлеченным»: отец выполняет часть традиционных обязанностей матери, довольно много времени проводит с ребенком и при этом является для него скорее другом, чем учителем и наставником, как было в семье традиционной. Правда, и здесь не все так однозначно.

Отцы как они есть

Если не щадить свой мозг и внимательно посмотреть современную рекламу, то без труда можно уловить образ современного отца: это довольно нелепое существо, которое регулярно простужается и поэтому его нужно кутать в теплое полотенце и поить чаем. А пока его заляпанная неизвестно чем рубашка находится во власти пятновыводителя, существо можно утешить бутербродом с маргарином или тарелочкой химического бульона. Совершенно очевидно, что современный мир устоял только потому, что в нем есть женщина-мать, которая умеет выводить пятна, покупать нужные йогурты и разводить в воде пакетики с лекарствами. Такой отец никогда не проникнет в соседний мир, создаваемый другими рекламными роликами, где прекрасные загадочные мужчины ездят на быстрых машинах и уносятся вдаль белоснежными яхтами.
- Общество, по крайней мере, в части европейской культуры, идет по пути развития индивидуальных ценностей, личностной стратегии, собственного успеха, - говорит профессор Оксана Кучмаева. - Это накладывает отпечаток на поведение определенной части мужчин, которые хотят брать на себя какую-либо ответственность. Они полагают, что их нужно ценить такими, какие они есть сейчас и им совсем не обязательно нести ответственность  за кого-то еще. В конце концов, если общество говорит, что личный успех - это важно, что «где наслаждение - там я», почему я должен этому не верить?


Вечное детство

Конечно, инфантилизм - явление не только мужское. Оно охватывает оба пола. Прекрасный итальянский педагог Франко Нембрини в своей книге «От отца к сыну» пишет о том, что в современном мире в принципе совершенно нивелировано понятие взрослого. Он это связывает еще с  началом Нового времени, когда сначала было разрушено представление о Боге как Отце, Которому причастен и стремится быть причастным каждый человек. После уже естественным образом рушилось и все остальное. Место Бога заняли великие идеологи, призывавшие жить надеждами или устремлениями коммунизма. «Все мы, а особенно наши дети, выросли на “Микки-Маусе”, - пишет Франко Нембрини. - Это мир дядюшек и тетушек, как правило, одиноких, где невозможно встретить ни одного отца. Вот культура, выпестовавшая идею о том, что отцовство исчезло».
Почему ушел этот феномен отцовства? Потому что отцовство связано с моментом передачи наследства, а современному человеку зачастую фактически передать нечего. В социологии есть общепринятая мысль о том, что отцовство возникло с  образованием моногамной семьи и появлением первой примитивной частной собственности. Но по большому счету, задача отца - передать не набор палок-копалок или малогабаритную квартиру в спальном районе, а некий багаж знаний, накопленный человечеством, свой духовный опыт и мудрость. А что может передать по наследству человек из общества потребления? Ценность поездок по системе «все включено», упоение футболом или традицию воскресных походов всей семьей в мега-моллы? Зачастую нам просто нечего сказать своим детям. Потому что то важное, экзистенциальное, что и делает нас людьми как таковыми, зачастую остается не выражено и не высказано для себя самих.
У Франко Нембрини есть педагогическая идея о том, что весь замысел отцовства и воспитания в том, чтобы суметь передать ребенку ощущение величия и красоты жизни, доказать ребенку, что ему стоило появляться на свет, что стоит жить честно, красиво, справедливо, милосердно, не красть, не изменять, любить - все ради того, чтобы… У Нембрини есть ответ. А есть ли он у нас?

Елена КУДРЯВЦЕВА

человек, воспитание, отцы

Previous post Next post
Up