Блоги: о русской широте и душевности

Apr 18, 2014 04:43

12 лет подряд уже проходят путинские «прямые линии», когда верховная власть снисходит до общения с широкими народными массами народом, и за этот срок это мероприятие стало столь же протокольно-отрепетированным, как развод караульных гвардейцев у Кутафьей башни Кремля.

Все проходит гладко и предсказуемо. Есть вопросы т.н. простого люда (про зарплаты бюджетников, детские пособия, ремонт дорог, жилье для инвалидов и проч. и проч.), которые Путин быстро и уверенно решает. Есть и «острые» нелицеприятные вопросы, которые задают как бы «деятели оппозиции» - и на такие вопросы Путин отвечает бодрыми шуточками да казарменным юморком, как, например, ответил на вопрос про бывшую первую леди. Есть, наконец, и вопросы от условной группы «сумасшедших почвенников», которые одним своим присутствием напоминают всей западной общественности, кто в России на самом деле является главным либералом. Словом и в этот раз все шло, как по написанному, как вдруг - уже на четвертом часу общения - Путин разразился философским эссе о душевности русского народа.

«…Страна наша, как пылесос, втягивала в себя представителей различных этносов, наций, национальностей, - поделился мыслями верховный главнокомандующий. - Кстати говоря, на этой основе создан не только наш общий культурный код, но и исключительно мощный генетический код, потому что за все эти столетия и даже тысячелетия происходил обмен генами, смешанные браки. И именно этот наш генный код, наверное, может быть, почти наверняка является одним из наших главных конкурентных преимуществ в сегодняшнем мире…»

И далее: «Мне кажется, что русский человек, или, сказать пошире, человек русского мира, он прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало. И поэтому русский человек, человек русского мира, он обращён больше не в себя, любимого…
Хотя, конечно, в бытовой жизни мы все думаем о том, как жить богаче, лучше, быть здоровее, помочь семье, но всё-таки не здесь главные ценности, он развёрнут вовне. Вот западные ценности заключаются как раз в том, что человек в себе сам, внутри, и мерило успеха - это личный успех, и общество это признаёт. Чем успешнее сам человек, тем он лучше.
У нас этого недостаточно. Даже очень богатые люди всё равно говорят: «Ну заработал миллионы и миллиарды, дальше что?» Всё равно это развёрнуто вовне, в общество. Мне кажется, ведь только у нашего народа могла родиться известная поговорка: «На миру и смерть красна». Как это так? Смерть - это что такое? Это ужас. Нет, оказывается, на миру и смерть красна. Что такое «на миру»? Это значит, смерть за други своя, за свой народ, говоря современным языком, за Отечество.
Вот в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Вот отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и войн и даже самопожертвование в мирное время. Отсюда чувство локтя, наши семейные ценности. Конечно, мы менее прагматичны, менее расчётливы, чем представители других народов, но зато мы пошире душой. Может быть, в этом отражается и величие нашей страны, её необозримые размеры. Мы пощедрее душой….»

Ну что сказать по этому поводу? Когда накануне четырехсторонних переговоров с США и Европой по поводу украинского кризиса российский президент начинает вспоминать о душевности русского народа, увязывая это с темой смерти и страданий, это значит, что дела в стране идут хуже некуда.

Потому что когда дела в стране идут хорошо, то властям обычно глубоко безразличны все душевные свойства подданных, которые превращаются в послушные винтики государственной машины, эдакого сверкающего локомотива истории. А вот если вспомнили о щедрости души и самопожертвовании русского народа, то, значит, дело дрянь.

В связи с этим вспоминаются слова другого знатока русской души.



И, разумеется, никакие высокопарные комплименты не помешали товарищу Сталину сразу же после войны вернуться к практике уничтожения этого самого русского народа в промышленных  масштабах.

Владимир ТИХОМИРОВ

Кремль, memory, история, Сталин

Previous post Next post
Up