Восполнение процедур

Feb 17, 2015 16:48



Жак Луи Давид. Велизарий, просящий милостыню. 1781 г., холст, масло, 288 х 312 см. Дворец изящных искусств, Лилль, Франция

Как не прослыть беззаконником, помогая кому-то


После скандального случая, когда пенсионерка-блокадница умерла в отделении полиции из-за подозрений о краже трех пачек масла, споры о справедливом и несправедливом в нашем обществе усилились. Были среди моих знакомых люди - самых либеральных взглядов, которые считали случившееся нормой. Наверняка же украла - как иначе? - а значит, в тюрьму.

И здесь вопрос, видимо, в том, как мы понимаем права и свободы. Иногда соблюдение процедур кажется таким достижением, что любое отклонение от них равносильно бунту, расшатыванию утлой лодки. Не хочется винить торговые сети, «бездушный капитализм» в чужой смерти, потому что капитализм и частное предпринимательство - то немногое, что еще отделяет нас от советского госуправления и уравниловки. Но даже тем, кто считает: украла - значит в тюрьму, неприятно воочию видеть, как работают «процедуры».

На выходных мой коллега, закупаясь в «Ашане», увидел у стены «плачущего деда». Что-то было невозможное в этом прецедентом образе - стариковских слез на фоне общего изобилия. Выяснилось, дедушка плакал о простом: в магазине на 20 процентов подорожал вход в туалет - стоит теперь 25 рублей. А у старика не хватало мелочи. И вот, он стоял безвольно и плакал: из-за глупости своего положения, грозящего стыда, подавленности махиной людей. В отсутствие 25 рублей в туалет его, конечно, не пускали: процедуры! А подорожание этой немудреной услуги, ясное дело, объяснили инфляцией. Импортозамещением. Санкциями.

Очевидная несправедливость поддерживалась с двух сторон: жуликам, которым все равно и плевать на закон, на деда тоже плевать; поборникам процедур и законности важнее не дед, а правила. Сказано: 25 рублей - значит, плати, дед, а то как же. Коллега оказался «третьей стороной» и заплатил за деда только потому, что последовал инстинктивной жалости - подойти к плачущему. Ведь у правил, в конце концов, тоже есть свои ограничения, и правилами - еще Христос учил - не спастись.

Конечно, полезно уметь пользоваться вилками и ложками, сидеть прямо и жить по закону. Но если эта любовь к законности сразу не дополняется уважением к человеку, жалостью к его боли и радостью за его победы, никакой закон никакой правды не родит. А чтобы не прослыть жуликами, призывающими к нарушению закона, хорошо вспомнить, что можно не только нарушить закон, но и его восполнить.

Ольга ФИЛИНА

общество, свет, пенсионеры, санкции, цены

Previous post Next post
Up