37-мм авиапушка НС-37 под крылом Ил-2
Предполагалось, что такое мощное оружие позволит полноценно бороться с танками противника, стреляя в крышу и борта, но точность стрельбы при такой установке была крайне низкой, а сам самолет был тяжелым в управлении и на нем летали более опытные пилоты.
И эта же пушка на Як-9Т в виде мотор-пушки в развале цилиндров, стреляющая прямо из полого вала редуктора.
Установка пушки в развале цилиндров позволяет радикально повысить точность стрельбы и уменьшить раскачку самолета при выстрелах. Даже из настолько большой пушки. Отдельные пилоты-снайпера могли поражать цели из нее на дистанции порядка километра.
Вообще интересно, что среди всех стран-участниц Второй Мировой Войны мотор-пушки широко использовали только Германия и СССР. А те же США пушечного вооружения на самолеты почти не ставили, за исключением, пожалуй, короткоствольной 37-мм М-4 на P-39 "Аэрокобра". Абсолютное большингство которых воевало в СССР по ленд-лизу.
Впрочем, М-4 не была в прямом понимании мотор-пушкой, хоть и стреляла прямо через винт. Так как мотор у этого самолета находился позади пилота, а не перед ним.
Для большинства самолетов того времени хватало всего одного попадания осколочно-фугасного снаряда такого калибра. Пережить его могли только большие бомбардировщики и иногда Ил-2 в силу очень защищенной конструкции с высоким запасом прочности